Начало обучения английскому языку в вузе. Распределение учащихся по подгруппам. Тестовые задания

Разделы: Иностранные языки


После окончания средней общеобразовательной школы многие учащиеся поступают в вузы, техникумы и колледжи, где продолжают изучение некоторых школьных дисциплин, в том числе и иностранного языка, в частности английского. Задача преподавателя такого учебного заведения состоит в том, чтобы научить студентов профессионально-ориентированной лексике, но очень часто вместо этого приходится формировать базовый уровень коммуникативной компетентности у некоторых учащихся или заниматься “выравниванием” иноязычной подготовки студентов и доведению ее до такого уровня, когда изучение профессиональной лексики станет возможным, посильным и эффективным. Таким образом, главная проблема при построении системы обучения иностранному языку в вузе – это различный базовый уровень иноязычной подготовки абитуриентов. Мы уже давно убедились, что “отличная” оценка по иностранному языку в аттестате у одного ученика далеко не соответствует оценке “удовлетворительно” у выпускника другой школы, что связано с разнообразием учебных программ и пособий и особенностями методик преподавания, используемых в общеобразовательных учебных заведениях.

Я считаю, что овладение иноязычным профессионально-направленным общением в вузе представляет собой ступенчатую систему и должно строиться поэтапно. На первом, самом главном этапе, для преподавателя вуза, где учащийся продолжит свое обучение как студент, очень важно четкое разделение студентов по подгруппам для изучения языка в соответствии с их уровнем коммуникативных умений. Только после распределения учащихся по уровню языковой подготовки преподаватель сможет осуществлять дифференцированный подход, что и будет обеспечивать качество профессионального образования.

Поэтому мы разработали специальный тест для абитуриентов, который позволяет определить характер и глубину пробелов в знаниях и выявить, какие элементы практических умений не сформированы или выражены слабо, недостаточно. Результатом этого теста становится не оценка “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” или “неудовлетворительно”, а подгруппа по изучению английского языка – “C”, “CB”, “BC”, “B”, “AB”, “A”, – в которой студент будет обучаться и чувствовать себя наиболее комфортно.

Подгруппа “А” – “сильная”, к ней относятся студенты, имеющие высокий уровень коммуникативных умений, богатый лексический запас и прочные базовые знания по грамматике. Они готовы к усвоению профессионально-направленной лексики без какой-либо дополнительной отработки.

Подгруппа “В” – “средняя”. Эти студенты тоже смогут усваивать профессионально-ориентированную лексику, но только после определенного вводного курса по систематизации грамматического и лексического материала в рамках школьной программы.

Подгруппа “С” – “нулевая”. Это студенты, никогда ранее не изучавшие английский язык.

Открытием являются так называемые “промежуточные” подгруппы, которые позволяют преподавателю регулировать объем изучаемого материала и темп его усвоения. Так, например, в подгруппе “СВ” обучаются студенты, которые когда-то давно изучали английский язык или изучали очень короткий период времени и не систематически, но все же имеют элементарное представление о языке.

Подгруппа “ВС” по уровню близка к “В”, но темп усвоения материала медленнее, а отработка лексического и грамматического материала более детальная и основательная в целях выработки у студентов прочных фундаментальных знаний.

Что касается подгруппы “АВ”, то сюда относятся студенты, отлично владеющие лексическим и грамматическим материалом в рамках школьной программы, но имеющие незначительные пробелы и требующие коррекции некоторых аспектов языка.

Вот уже в течение восьми лет мы успешно используем этот тест в своей работе для распределения учащихся по подгруппам, и за этот период времени он не раз доказал свою эффективность и практическую ценность.

Данный тест включает в себя три задания. Целью первого задания является проверка лексического запаса учащихся, что в дальнейшем позволяет определить объем и тематику изучаемого материала. Второе задание нацелено на проверку знаний грамматики, а третье задание (предложения на перевод) позволяет судить о сформированности общих коммуникативных умений и навыков.

Надеемся, что данный педагогический опыт пригодится нашим коллегам, которые заняты в сфере профессионального и дополнительного образования.

TEST

  1. Закончите предложения. Дайте пять вариантов ответов.
    1. It is a ..... day today.
    2. Girls usually wear (носят) .....
    3. I went to the supermarket and bought .....
    4. There are a lot of dishes in the restaurant: .....
    5. There is much furniture in the living-room: .....
    6. He asked me to .....
    7. As for my character, I am .....
    8. People can travel by .....
    9. I am very beautiful. Let me describe myself .....
    10. My hobbies are .....
  1. Выберите правильный ответ.
    1. My parents ___ in London.
      1. am
      2. is
      3. are
    2. She usually ___ home at 5 o`clock.
      1. has come
      2. comes
      3. is coming
    3. Yesterday they ___ to the theatre.
      1. have gone
      2. went
      3. are going
    4. I ___ a new art gallery tomorrow.
      1. have visited
      2. shall visit
      3. visit
    5. He ___ a newspaper now.
      1. is reading
      2. are reading
      3. reads
    6. The workers ___ already their work.
      1. are finishing
      2. finished
      3. have finished
    7. All children ___ go to school every day.
      1. can
      2. may
      3. must
    8. ___ do you live?
      1. what
      2. when
      3. where
    9. If we go for a walk, I ___ you.
      1. call
      2. shall call
      3. am calling
    10. When he saw Ann, she ___ a letter.
      1. wrote
      2. was writing
      3. has written
  1. Переведите предложения.
    1. Он хороший человек.
    2. В квартире есть три комнаты.
    3. Ты должен встретить меня. Ты меня можешь встретить? Можно я тебя встречу?
    4. Трудно изучать английский.
    5. Я не сплю дома. Я не спала дома. Я не буду спать дома.
    6. Я бы хотела жить в Москве.
    7. Дома холодно?
    8. У меня нет брата.
    9. Он бегает быстрее, чем ты.
    10. Давай сходим куда-нибудь.