Урок по теме: "Практическое применение электронной таблицы Excel. Деловая графика"

Разделы: Информатика


 Тип урока: урок применения знаний и умений, повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с возможностями электронной таблицы EXCEL при создании элементов деловой графики – диаграмм.
  2. Рассмотреть виды диаграмм и их применение при решении задач.
  3. Повторить теоретические знания и практические навыки пройденных тем.
  4. Активизировать изучение учащимися информатики и информационных процессов.
  5. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах.

Оборудование:

  1. Программка аукциона <Приложение1>.
  2. Презентация “Деловая графика” <Приложение2>.
  3. Лист для координаторов <Приложение3>.
  4. Байты <Приложение5>.
  5. Плакат для проведения физминутки .

                                                   Рисунок1

Ход урока.

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с возможностями электронной таблицы Excel для создания “деловой графики”, а также повторим материал пройденных тем. Наш урок пройдет в виде аукциона. Оценка выставляется по заработанной сумме. А начнем мы с правил:

  1. Класс мы разделим на три группы. И все Вы становитесь акционерами. В каждой группе выбираем капитан- казначея, который решает расход казны и участвует в торгах. Ведущим аукциона или аукционистом буду я (учитель). За порядком игры следят координаторы. Они же следят за денежными операциями.
  2. Каждой команде банк выдает первоначальный капитал в размере 1000 байтов под 10%, т.е. в конце урока вы должны вернуть в банк 1100 байтов.
  3. Право ответа может купить любая команда, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов.
  4. За неправильный ответ – штраф
  5. Если ответ на вопрос дан неверный – цена уменьшается в два раза и право ответа переходит к другой команде
  6. Если у команды кончились деньги, можно взять дополнительный кредит, под 50%, но не более 1000 байтов.

Порядок проведения

Торги проводятся в 2 этапа:

1-й – Открытые торги (четкий ответ на конкретный вопрос).

2-й – Закрытые торги (практическое задание).

1 этап – Открытые торги

Открытые торги проводятся по теоретическому материалу темы. Задается вопрос, и начинаются торги со 100 байтов. Промежуточный подъем цены – 50 байтов. Штраф за неправильный ответ – 200 байтов. За правильный ответ цена лота переходит в банк команды. Лот - это название темы, из которой будет задан вопрос

Лот 1. “Элементы электронной таблицы”
? Ячейка – это ...

Лот 2. “Данные электронной таблицы”
? Формула – это ...

Лот 3. “Форматирование и редактирование ячеек”
? Автозаполнение (показать на примере названий месяцев года)

Лот 4. “Абсолютные и относительные ссылки”
? Абсолютная ссылка – это ...

Лот 5. “Стандартные функции Excel”
? Приведите три примера статистических функций

Лот 6. “Элементы электронной таблицы”
? Как выделить строку целиком

Лот 7. “Данные электронной таблицы”
? Текст – это ...

Лот 8. “Абсолютные и относительные ссылки”
? Относительная ссылка – это ...

Лот 9. “Стандартные функции Excel”
? Что выступает в качестве аргумента функции

Вот и завершился первый этап наших торгов. Пока эксперты подводят итоги, мы с вами познакомимся с понятием “деловая графика”

Компьютерная презентация “Деловая графика”

Слайд 2. Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.

Слайд 3. С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

Слайд 4. Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежение за изменением их значений и т.д.

Слайд 5. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Слайд 6. Пример. Незнайка торгует канцелярскими товарами: блокнотами, карандашами и тетрадями. Будем считать, что за день он продал 2 блокнота, 13 карандашей и 45 тетрадей. Построить круговую диаграмму, показывающую, какой товар покупался в течение дня чаще всего.

Слайд 7. Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.

Слайд 8. Пример. Будем считать, что Незнайка торговал в течение недели и продавал следующее количество газет в день: таблица Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоит из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. В нашем случае высота столбика будет определяться количеством газет, которое Незнайка продавал за день. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке. В нашем случае опорная точка будет соответствовать одному дню недели.

Слайд 9. Пример. Теперь рассмотрим более сложную задачу, для решения которой круговую диаграмму в принципе использовать нельзя. Это задача, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. Пусть вместе с Незнайкой газетами торговали Торопыжка и Пончик. Их успехи в торговле отражены в следующей таблице (для удобства добавим сюда и Незнайку). Построить столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о всех трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели. Разница с предыдущей диаграммой будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково.

Слайд 10. Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Слайд 11. Пример. Построить линейную диаграмму, отражающую изменение количества проданных газет в течение недели Вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий

Слайд 12. Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

Слайд 13. Пример 5. Просмотренные нами диаграммы “Торговля газетами” (и столбчатая, и линейная) интересны в первую очередь продавцам газет, демонстрируют успешность их работы. Но кроме продавцов в торговле газетами заинтересованы и другие лица. Например, издателю газеты нужно знать не только то, сколько экземпляров газеты продал каждый из продавцов, но и сколько они продали все вместе. При этом сохраняется интерес и к отдельным величинам, составляющим общую сумму. Возьмем таблицу продажи газет и построим для нее ярусную диаграмму. Столбики в ярусной диаграмме ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно меняются правила расчета вертикального и горизонтального размера диаграммы. Вертикальный размер будет определяться не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Зато количество столбиков всегда будет равняться количеству опорных точек: в каждой опорной точке всегда будет стоять ровно один многоярусный столбик.

Слайд 2. Областная диаграмма (диаграмма площадей) — гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках.

Слайд 15. Пример. Возьмем таблицу продажи газет и построим для нее диаграмму площадей.

Диаграмма площадей отличается от линейной диаграммы тем же, чем ярусная диаграмма отличается от столбчатой. При построении диаграммы площадей, вместо построения столбиков (как это было в ярусной диаграмме) отмечается их высота, а потом эти отметки соединяются линиями (как это было в линейной диаграмме). Вот как будет выглядеть в результате областная диаграмма “Торговля газетами”. Отдельные столбики здесь сливаются, образуя непрерывные области. Отсюда и название — диаграмма областей или диаграмма площадей. Каждая область соответствует какой-то одной величине, для указания на которую используется различная штриховка (раскраска). Раньше ярусами располагались столбики, теперь — линии (и очерченные ими площади).

Физкультминутка

Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории “восьмерки”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Предоставим слово экспертам. Какая сумма переходит в банк каждой команды?

Переходим к закрытым торгам

2 этап – Закрытые торги

Закрытые торги проводятся на практике. Командам раздаются карточки с заданиями, оцененными в определенную сумму. На выполнение отводится ограниченное количество времени. За неполное выполнение задания, ошибки – команда штрафуется на половину суммы от стоимости задания.

Лот 10. “Затраты на посадку” цена 1000 байтов

Используя набор данных “Затраты на посадку”, заполните таблицу, постройте круговую диаграмму, отражающую оплату труда при посадке ягодных культур — крыжовника, земляники, малины и черной смородины. Диаграмму поместите на отдельный лист, подпишите заголовок диаграммы, и легенду выведите справа.

Результат

                                Рисунок2

Лот 11. “Производство основных видов продукции” цена 1500 байтов

Используя набор данных “Производство основных видов продукции”, заполните таблицу, постройте линейную диаграмму, отражающую изменение производства кокса, чугуна, стали и проката в разные годы. Диаграмму поместите на отдельный лист, подпишите заголовок диаграммы, оси и легенду выведите с права.

Результат

                                        Рисунок3

Лот 12. “Валовой сбор и урожайность” цена 1500 байтов

Используя набор данных “Валовой сбор и урожайность”, заполните таблицу и постройте столбчатую диаграмму, отражающую изменение валового сбора картофеля, зерновых, сахарной свеклы и овощей в разные годы. Диаграмму поместите на отдельный лист, подпишите заголовок диаграммы, оси и легенду выведите с права.

Результат

                                          Рисунок4

Дополнительные лоты

Лот 13. “Производство основных видов продукции” цена 1000 байтов

Используя набор данных “Производство основных видов продукции”, заполните таблицу и постройте круговую диаграмму, отражающую количество выпущенной стали, кокса, проката и чугуна в 1992 году. Диаграмму поместите на отдельный лист, подпишите заголовок диаграммы и легенду выведите с права.

Результат

                                  Рисунок5

Лот 14. “Товарооборот СССР с некоторыми странами” цена 1500 байтов

Используя набор данных “Товарооборот СССР с некоторыми странами”, заполните таблицу и постройте линейную диаграмму, отражающую импорт из разных стран в 1989-1990 гг. Диаграмму поместите на отдельный лист, подпишите заголовок диаграммы, оси и легенду выведите с права.

Результат

                                       Рисунок6

Лот 15. “Крупнейшие промышленные корпорации” цена 1500 байтов

Используя набор данных “Крупнейшие промышленные корпорации”, заполните таблицу и постройте столбчатую диаграмму, отражающую оборот первых 5-ти крупнейших компаний. Диаграмму поместите на отдельный лист, подпишите заголовок диаграммы, оси и легенду выведите с права.

Результат

                                  Рисунок7

Тексты заданий <Приложение4>

Предоставим слово экспертам. Какая сумма переходит в банк каждой команды? И попросим банк выдать эти деньги.

Наши торги подошли к концу. Казначеев попрошу вернуть сумму, полученную в начале урока с учетом процентов (1100 байтов) и подсчитать заработанные деньги.

Обобщение Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итог урока.