Комбинированный урок по информатике на тему: "Связь двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Закрепить понятие “Система счисления”.
  • Изучить способы перевода чисел из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную системы и обратно.
  • Развивать логическое мышление учащихся.
  • Воспитывать самостоятельность и стремление к успеху.

I. Организационный момент.

Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Повторение ранее изученного материала.

Учащиеся выполняют тестовые задания, реализованные в MS Excel.

(Cм. Приложение)

III. Изучение нового материала.

1. Перевод чисел из двоичной в восьмеричную систему и обратно (Х2Х8)

Данный перевод можно организовать двумя способами:

А) Х2Х10 Х8, Х8 Х10 Х2

Б) по “Дереву”

Так как перевод в десятичную систему и из десятичной системы в другие был изучен ранее, то рассмотрим только второй способ.

“Дерево” – структура позволяющая осуществлять прямой перевод чисел между двоичной и восьмеричной системами.

Все ветви “дерева” направленные влево нумеруются нулями, а вправо единицами. Восемь нижних отростков нумеруются последовательно от нуля до семи. Работа по “дереву” ведется всегда только сверху вниз!

Рассмотрим перевод Х2 Х8 по “дереву”.

Последовательность действий:

1) Двоичное число разбивается на тройки (три двоичные цифры) справа налево, если необходимо добавляются незначащие нули слева.

2) Для каждой тройки спускаемся по “дереву”, сверху вниз, по пути совпадающему с цифрами в тройке.

3) Записываем ответ, заменяя тройки на соответствующие им цифры от 0 до 7.

Примеры:

1. Перевести 100011102 в восьмеричную систему (разбирается учителем)

а) Разбиваем число на тройки. Для последней тройки добавляем ноль справа.

б) По “дереву” сверху вниз определяем значение каждой тройки.

в) Записываем ответ.

100011102 = 2168

2. Перевести в восьмеричную систему 100001000112, 111001112 (выполняется учениками).

Рассмотрим перевод Х8 Х2 по “дереву”.

Последовательность действий:

1) Каждая цифра восьмеричного числа заменяется на двоичную тройку, соответствующую пути к цифре по “дереву” сверху вниз.

2) Записывается ответ, если необходимо, убираются (слева) незначащие нули.

Примеры:

1. Перевести 3748 в двоичную систему (разбирается учителем).

а) 3758 = 0111111002 (т.к. 3011; 7111; 4100)

б) Записываем ответ, убирая незначащие нули.

3758 = 0111111002 = 11111002

2. Переведите в двоичную систему 1638, 5108 (выполняется учениками).

2. Перевод чисел из двоичной в шестнадцатеричную систему и обратно (Х2Х16)

Для шестнадцатеричной системы “дерево” удлиняем еще на один уровень, а нижние отростки нумеруем шестнадцатеричными цифрами от 0 до F.

 

Последовательность действий при переводе аналогична работе с восьмеричной системой.

Отличием является то, что каждой шестнадцатеричной цифре соответствует двоичная четверка цифр.

Примеры (выполняют учащиеся):

а) переведите в шестнадцатеричную систему 11101101000102, 10000011110012.

б) переведите в двоичную систему 24В16, СЕ2016.

IV. Домашнее задание.

Самостоятельно придумать и решить примеры на перевод чисел из двоичной в восьмеричную систему и обратно (Х2Х8), а так же из двоичной в шестнадцатеричную систему и обратно (Х2Х16).

Не менее трех примеров для каждого перевода.

V. Подведение итогов урока.