Программа-проект "Семья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Идея сотрудничества – одна их самых популярных в современной педагогике.

Взаимная деятельность д/с и семьи по достижению общей цели может существенно повысить качество этой деятельности.

Одной из причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к УВП является отсутствие единого плана включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в УВП, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.

Поэтому основная мысль нашей программы – превратить интерес детского сада к УВП в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.

Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи:

  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
  • Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • Обучить родителей общению с детьми.
  • Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Ожидаемый результат

I. Коллективом ДОУ (опрос).

  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
  • Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Изучение особенностей семьи.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.

II. Родителями (анкеты) опрос воспитанников.

  • Повышение педагогической компетентности.
  • Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам – воспитателям.
  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
  • Подготовка их ребенка к социальным отношениям.

Направления работы с семьей

  • Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
  • Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.
  • Включение родителей в решение проблем детского сада, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.
  • Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.

Методы и формы работы с семьей

1. Планирование системного подхода д/с и семьи.

1.1 Подпрограмма “Семья” (2003 – 2007 г.)

1.2 Раздел в годовом клане (ежегодно).

1.3 Планирование работы клубов по интересам (ежегодно).

2. Работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1 Диагностика семьи

  • наблюдение
  • анкетирование
  • беседа
  • тесты (психолог + педагог)
  • посещение на дому.

3. Индивидуальная работа с родителями

  • беседы
  • домашние задания
  • анкеты, (опрос)
  • консультации
  • посещение занятий родителями

4. Формы и методы коллективной работы

  • родительский совет
  • практикум
  • семинар – практикум
  • лекции, доклады, дискуссии, беседы.
  • показы
  • коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол)
  • родительские собрания, конференции.

5. Разработки методических и педагогических консультаций.

5.1 Советы психолога (других специалистов)

5.2 Памятки для родителей.

5.3 Заповеди.

6. Домашние задания через:

  • родительские уголки (групповые, общие д/с)
  • ширмы, папки – передвижки
  • вертушки
  • стенгазеты, листовки, рекламные буклеты.

7. Сотрудничество с семьями детей, непосещающих д/с.

7.1 Изучение социального заказа

  • дни открытых дверей (анкеты)
  • реклама услуг д/с (газеты, буклеты, листовки)
  • консультации

7.2 Семейные клубы

Этапы организации работы с семьей

I этап. Подготовительный

1. Знакомство коллектива с семьями воспитанников, с их проблемами в воспитании ребенка.

1.1 Отбор эффективных методов и приемом диагностики семьи, детей посещающих д/с (анкеты, опросы, беседы, посещения) по направлению.

а) Состав семьи, профессия, образовательный уровень.

б) Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:

– тон обращений друг к другу.

– характер отношений

– своеобразная автономность каждого члена в семье.

в) Что родители, считают важным в воспитании?

г) Что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.д.?

д) Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений.

е) Система воспитательных воздействий.

ж) Организация совместных форм деятельности в семье:

– общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка.

З) Вопросы дополнительного образования ребенка.

и) Социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей)

1.2 Планирование работы с семьей на всех ступенях УВП.

а) Программа развития ДОУ (блок) – направление работы всех педагогов и специалистов.

б) Раздел в годовом плане:

– Специальные экспозиции, совместные занятия, фотовыставки, передвижные библиотечки, информационные стенды, реклама, печать.

– Организация совместных праздников и мероприятий.

в) План специалистов

г) Планы работы Попечительского совета, Родительского комитета.

II этап. Организацонный

1. Формирование групп родителей по интересам.

1.1 Посвящение в родителей (традиционный праздник)

1.2 Открытие клубов по интересам

2. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей.

3. Создание условий для внедрения планов работы с родителями.

4. Формирование установки на сотрудничество д/сада и семьи.

III этап. Практический

1. Работа педагогов по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике.

1.1 Семинары, семинары – практикумы.

1.2 Дни диагностики

1.3 Круглые столы, конференции

1.4 Совместные занятия, открыты показы.

1.5 Система консультаций

1.6 Домашние задания

1.7 Родительские собрания

2. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.

2.1 Праздники и развлечения (9 календарные, спортивные, семейные, традиционные).

2.2 Экскурсии, походы, целевые прогулки.

2.3 Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно и изобразительного творчества).

2.4 Субботники, акции.

2.5 Использование профессиональных качеств и знаний родителей в организации кружков, секций, студий для детей.

2.6 Мероприятия по улучшению материальной базы д/с и групп.

IV этап. Отслеживание результатов

1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.

2. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол).

3. Ежегодный конкурс “Семья года”.

4. Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.

План работы с семьями воспитанников

I Блок “Рекламный”

Формы работы

Тематика и содержание

Этапы (сроки)

Ответственные

Маркетинговые исследования. 1. Создание рекламных буклетов и календарей; листовок; рекламного журнала

“Красная шапочка”.

2. Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для детей.

3. Создание бланка данных по семьям.

4. Дни открытых дверей.

5. Опросы, интервьюирование.

6. Знакомство коллектива с семьями воспитанников (отбор методик и приемов диагностики по направлениям.

I этап (подготовительный).

Задача: изучение особенностей семьи, воспитания ребенка в ее условиях и установление контактов с семьей (посещения, беседы) в течении года.

Администрация ДОУ. Попечительский совет. Спонсоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация психолого-коррекционная служба.

II Блок “Планирование работы с семьями воспитанников”

Формы работы

Тематика и содержание

Сроки (этапы)

Ответственные

1. Банк данных по семьям воспитанников. 1. Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи:

• анкеты для воспитателей и родителей

• беседы с детьми

• изучение рисунков детей (“Наша семья”)

2. Выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей.

3. Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

4. Планирование УВП:

• программа развития

• годовой план

• планы специалистов

II этап (организационный). Административные службы. (специалисты).
2. Нормативные документы.

 

 

 

1. Знакомство с уставными документами и локальными актами Д/с.

2. Заключение договора с родителями.

 

Заведующая.

3. Родительские собрания. 1. Выбор родительского комитета Д/с.

2. Введение родителей в Попечительский совет Д/с.

3. Планирование работы этих советов.

   
4. Анкетирование и опросы. 1. Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах.

2. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований к образованию детей.

3. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей. Оценка деятельности Д/с.

   

III. Блок “Совместное творчество детей, родителей, педагогов”

Формы работы

Тематика и содержание

Сроки (этапы)

Ответствен-
ные

1. Формирование групп родителей по интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Школа для родителей.

 

3. Консультирование.

4. Телефон доверия.

5. Родительские собрания.

 

 

 

 

 

 

6. Консультативный центр для населения.

1. Праздник посвящения в родители.

2. Открытие клубов по интересам.

• Театр несыгранных ролей.
• Мастерская “Очумелые ручки”.
• Музыкальные и литературные гостиные.
• Семейный клуб “Сударушка” (фольклорные, семейные традиции).
• Клуб “Карапуз” (ранний возраст).

1. Семинары, семинары – практикумы (по заявленным темам).

2. Дни диагностики

3. Открытые показы занятий.

4. Конференция (круглый стол)

По планам служб и специалистов. По запросам родителей.

Обмен индивидуальной информацией.

Тематические по вопросам решения задач УВП, адаптации готовности к школьному обучению, результативности работы Д/с.

1. Консультации специалистов.

2. Тестирование (обследование) детей по запросам.

3. Беседы, лекции по вопросам воспитания в семье.

4. Подготовка детей к школе (занятия).

5. Оказание методических услуг (физио, фито- лечение) детям.

III этап (практический)

Задача: формирование установки к сотрудничеству Д/с и семьи, создание условий для этого сотрудничества.

По годовым планам в течение года.

Сентябрь. Апрель. Май.

В течение года.

Методсовет.

Родительский комитет. Педагоги.

Методическая служба.

Психолог.

Медицинская служба.

Методико – психологическая служба.

Пед. коллектив.

Администрация все службы.

 

2. Родительские гостиные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Помощь родителей Д/с

 

 

 

 

 

 

4. Досуговые мероприятия

 

 

 

 

 

 

5. Творческая лаборатория

 

 

 

 

 

6. Привлечение родителей к участию деятельности Д/С

 

1. Музыкальная гостиница

• Тематические “Времена года”
• День музыки
• Музыкальное тв-во детей и взрослых на материалах народной песни

2. Литературная гостиная

• День книги

• Пушкин и дети

• Праздник славянской письменности

3. В мире красок и фантазии (Изоб-ое искусство)

4. Праздничный концерт “Вам! Защитники отечества.”

• Круглый стол “Отец – воспитатель”

1. Организация и помощь в проведении экскурсий, походов

2. Спонсорство

3. Участие в субботниках

4. Работа по изготовлению костюмов, атрибутов к утренникам, праздникам, театрализованной д-ти “Очумелые ручки”

1. Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки

2. КВН

3. День здоровья

4. Масленница

5. Конкурс “Семья года”

6. “Мама, папа, я – спортивная семья”

1. Конкурс стенгазет “Формируем здоровые привычки”

2. Кулинарный класс

3. Выпуск листовок и газет (журналов, семейных альбомов): с целью поддержки и пропаганды положительного опыта семейного воспитания

1. Занятия с участием родителей

2. Домашние задания

3. Совместные проекты и участие в акциях д/с для выполнения родителями и детьми

• Дворик моей мечты
• Баночное королевство
• Бабушкин сундук и т.д.

4. Смотры – конкурсы

• Рисунков
• “сочиняем сказку вместе”

5. Ярмарки народного творчества

В течение года

Согласно готовым планам

январь, ноябрь, апрель,

май,

октябрь

 

Руководитель педагоги

Родительский комитет

Попечительский совет

Специалисты

Психолог

Методист

Творческая группа

 

IV. Блок “Педагогическое просвещение родителей”

1. Наглядная педагогическая пропаганда 1. Рекламный стенд

2. Инодормациональные стенды в группах

3. Тематические выставки

4. Памятки для родителей

5. Специальные экспозиции фотовыставки

6. Передвижные библиотеки

7. Выпуск ежемесячного журнала для родителей “Красная шапочка”

В течение года Методист.

Коррекц. служба

Поэтапный план работы
“Школы формирования здоровья”

Цель: полноценное физическое и психическое развитие ребенка, усвоение им предпосылок здорового образа жизни.

I. Организационно-методическая работа

 

Формы деятельности

1. Образование родителей
  • Родительские собрания;
  • Семинар, семинар-практикум;
  • Открытые занятия, дни открытых дверей;
  • Совместные праздники и развлечения;
  • Информационные стенды, печать, уголки, передвижные библиотеки, папки-передвижки, стенгазеты, бюллетени, экспозиции, фотовыставки;
  • Дни здоровья;
  • Дни диагностики;
2. Образование педагогов
  • Семинары, семинары-практикумы;
  • Открытые занятия, мероприятия;
  • Самообразование;
  • Городские семинары, конференции, круглые столы;
  • Изучение программ по оздоровлению;
  • Курсовая подготовка (заочная);
  • Изучение ППО.

II. Предметно-образовательный цикл программы

Задача: внедрение программ с физкультурно-оздоровительным содержанием и здоровье сберегающими технологиями.

Формы деятельности

1. Создание условий для внедрения этих программ и технологий;

2. Обсуждение программ, составление рекомендаций, обучение работе по программам;

3. Контроль за выполнением программ.

  • Открытые занятия;
  • Лекции, круглые столы;
  • Анализ работы по формированию ЗОЖ;
  • Реализация программ по валеологии.

4. Составление программ оздоровления педагогов

III. Здоровье через физическую культуру

Задача: использование системы физической культуры, как здоровье сберегающего компонента.

Формы деятельности

1. Внедрение программы по физической культуре.
  • Внедрение программы “Здоровье” (ДОУ “Красная шапочка);
  • “Здоровушки”.

2. Мониторинг физического здоровья;

3. Медико-педагогические и медико-психологические наблюдения;

4. Анализ эффективности коррекционных занятий;

5. Медицинский контроль;

6. Спортивные мероприятия (праздники, развлечения, олимпиады).

VI. Нравственно-эстетический цикл

Задача: нравственно-эстетическое воспитание детей в условиях “Школы формирования здоровья”.

Формы деятельности

1. Организация кружковой работы с учетом здоровье сберегающих технологий;

2. Организация занятий духовного здоровья;

3. План работы социальной адаптации детей;

4. Организация праздников здоровья.

V. Медико-психологическая служба

Формы деятельности

1. Оформление паспорта здоровья;

2. Медико-психологическая диагностика;

3. Психологическое тестирование;

4. Психологические консультации и помощь родителям;

5. Тренинги и занятия по психологии общения.

VI. Повышение психолого-педагогической компетентности коллектива

Задача: освоение приемов саморегуляции и способов укрепления здоровья.

Формы деятельности

1. Цикл лекций, консультаций;

2. Тренинговые занятия;

3. Круглый стол, конференция;

4. Семинар, семинар-практикум;

5. Дни диагностики;

6. Дни здоровья.