Урок риторики по теме: "Ответы на отказ"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить умение детей вежливо отказывать; учить уместной реакции на отказ, умению употреблять вежливые формы отказа (в просьбе, приглашении и т.д.) развивать речь учащихся, быть вежливыми.

Оборудование: учебник, таблички, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка д/з с.39 № 51

- Как Карлсон пытается смягчить свой отказ? В каких словах выражен отказ. Почитайте свои варианты ответов.

- Страница 42 № 54. (проверка по заданию)

3. Речевая разминка

  • Произносите правильно!
Повторить Углубить
Повторишь Углубишь
Повторим Углубим
  • Скороговорка

- Прочитайте скороговорку. Произнесите с силой голоса на 1, 2, 3, 4 слове.

Купила бабуся бусы Марусе.

4. Тема

  • Вступительное слово учителя.
  • Воспитанный человек, к которому обращена просьба, приглашение, чаще всего пытается выполнить ее, (принять приглашение), а если по каким-либо причинам не может, отказывается. Но как неприятно слышать отказ в просьбе! Поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека.

  • Повторение ранее полученных знаний.

– Какие условия отказа надо соблюдать, чтобы смягчить отказ? (Таблички: к сожалению, извините, простите, с удовольствием)

  • Работа с таблице.

– Рассмотрите таблицу.

– Витя предложил мальчикам пойти после уроков на хоккейный матч. Попытайтесь найти вежливую форму отказа в ответе на просьбу.

 

Сергей

Алексей

1.

- К сожалению, я не могу. Я занят. Иду с братом в кино.

- Не могу.

2.

- После уроков никак не могу: иду с братом в кино.

- Я занят.

3.

- Извини, после уроков я очень занят.

- Позови Антошку! Он пойдет!

4.

- Спасибо! Мне очень хочется, но я обещал брату пойти с ним в кино.

- Не пойду!

5.

- Я, конечно, с удовольствием пошел бы, но после уроков очень занят.

- Нет!

- Кто оказался вежлив? Почему?

- Кто соблюдал условия отказа, и оказался более вежливым?

- С помощью чего Сергей добился понимания отказа?

- Что бы вы посоветовали Алексею?

  • Физминутка.
  • Работа с учебником.

- Сегодня мы поговорим о том, как реагировать на отказ. Бывают случаи, когда мы понимаем и принимаем отказ, а бывает, что отказ очень обижает.

- Рассмотрим рисунки в учебнике.

Мальчики получили отказ на просьбу. Прокомментируйте реакцию ребят.

– Какие реплики произнес первый мальчик? Второй?

– Как можно озаглавить первую группу слов? Вторую группу?

– Какая группа слов может прервать дальнейшее общение между детьми?

  • Коллективная работа (с. 47 № 58)

- Прочитайте текст. В каких словах содержится просьба, отказ? Просьба Маленького Принца усиливается словами - … . Отказ смягчается объяснением причины. Положительная реакция у Маленького Принца на отказ?

  • Работа в паре (с.48 № 59)

Прочитайте варианты отказа. Какой вариант отказа выбрали. Почему?

  • Работа в группах.

Разыгрываем ситуации.

1,3,5 группы – работают по учебнику.

2,4,6 группы – работают по карточкам.

5. Итог

- Чему учились на уроке? В каком случае отказ не может быть принят, не вызовет обиды, раздражения? А если вы увидели, что отказ был воспринят с обидой, непониманием, как это исправить?

6. Д/З

Литература: Речевые уроки. Т.А. Ладыжинская