Обобщающий урок по теме: "Степень с натуральным показателем"

Разделы: Математика


Цели:

  • Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме;
  • Развитие качеств мышления – интуиции воображения, смекалки, как элементов творческой деятельности;
  • Воспитание математической культуры, речи, уважительного отношения к сверстникам.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знания

Оборудование:

  • Настенные таблицы:

Степень с натуральным показателями в систематическом курсе “Алгебра”,

Формулы свойств действий над степенями;

  • Дидактический материал:

Карточки в 4-х вариантах;

Карточки к игре лабиринт.

План урока:

Первый этап - постановка целей и мотивация учебной деятельности.

Второй этап - повторение основных понятий темы “Степень с натуральным показателем”.

Третий этап - обобщение и систематизация знаний по теме и применение их в практических заданиях.

Четвертый этап - проверка ОУУН в тестовых заданиях по теме урока.

Пятый этап - подведение итогов урока.

Шестой этап – постановка домашнего задания.

Ход урока

Основное содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первый этап

Первый ребус

Второй ребус

Сосулькой март упал к ногам
И потекли ручьи по склонам
С ветлы, срывая птичий гам,
Метнулся ветер окрылённый.
Глядится лес в голубизну
Вершины сосен запрокинув
И видит, как неся Весну
Косяк стремится журавлиный.

После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится урок обобщения и систематизации знаний по теме, а тему урока может записать тот, кто решит ребусы и составит предложение.

Предлагает открыть тетради и записать дату (3 марта 2005 года), классная работа и тема урока.

Пока ребята записывают учитель напоминает, что март в древнем Риме был первым месяцем года и весны, и посвящается Марсу, покровителю полей, стад. В честь его так и назвали месяц, и читает стихи Д. Смирнова

Учащиеся отгадывают ребусы и проговаривают предложение: “Степень с натуральным показателем”.

Ребята работают в тетрадях, записывают число, месяц, год и тему урока.

Второй этап

Сформулируйте и продемонстрируйте на примерах правила умножения степеней с одинаковыми основаниями. Докажите соответствующее свойство степени и т.д.

Для дальнейшей работы мне необходимы помощники. Сегодня ими будут: (вызывает к доске пять человек, по числу групп).

Учитель задаёт вопросы и выдаёт карту контроля  каждому консультанту – выражает доверие и разрешает работать в группе.

Ребята выходят к доске и выбирают вопрос для ответа из “ромашки”, отрывая лепесток, и отвечают на вопросы из самопроверки в учебнике [1].

Отвечают на вопрос, передают указку следующему и получают карточку контроля

Задание для устной работы:

Преобразуйте выражение в виде степени

Возведите в степень

Упростите

Вычислите

Сколько пятизначных чисел можно составить, используя цифры 1,2,3,4,5, так чтобы все цифры числа были различны.

Повторили основные понятия темы, а сейчас проверим как они “работают” в практических заданиях.

Зачитывает задание, написанное на доске, наблюдает за работой класса, даёт пояснения, выясняет, как можно проконтролировать себя.

Решают предложенные задания и устно отвечают.

 

Молодцы!

Сегодня вы показали, как можно работать со степенями, имеющими одинаковое основание, зная все правила, хотя первое впечатление у вас складывалось ещё в 5-6 классах, там вы научились находить значение простейших выражений. Давайте посмотрим, какое место эта тема занимает в курсе алгебры.

 

Возведите в степень

Упростите

Вычислите

Для повторения теоретических знаний и применения их в простейших ситуациях ребята работают в “тройках”.

Учащиеся с учителем работают по таблице “Степень с натуральным показателями в систематическом курсе “Алгебра”.

Учащиеся сидят за партой по три человека: “Ученик – Консультант – Ученик”.

Консультант работает с учащимися по вариантам: 1 вариант отвечает на вопросы консультанта; учащиеся 2-го варианта решают предложенные задания. Затем меняются видами работ. По завершении работы консультант вместе с учениками проверяет работы, и результаты отмечает в контрольной карте.

Релаксация 2 мин

 

Включает музыку.

Учащиеся слушают сказку про страну Степеньляндию.

Третий этап

Цель: уметь применять знания в нестандартной ситуации.

Например

Карточка № 1

Объявляет игру “лабиринт”.

В группу запускается задание. Учащиеся решают его и находят ответ

Находят его в карточке №1 и выполняют умножение степеней.

Ребята разворачиваются друг к другу, образуя 3 группы: 1 и 2 по 6 человек, 3 – 3 человека.

Четвертый этап

Тест (один из вариантов)

В записи формул, каких графиков использовалась степень с натуральным показателем большим

Ответ: а)

Представьте выражение в виде степени с основанием а:

Ответ: в).

Упростите выражение

Ответ: в).

Решите уравнение

Ответ: а).

Вычислите

Ответ: а).

Упростите  и найдите значение выражения при

Ответ: б)

Предлагает решить тест в 3-х вариантах

Учащиеся решают тест, ответ находят в предложенных вариантах ответов и составляют код.

Например:

аввааб

Самопроверка: проверяют правильность по предложенному коду на доске, затем дают ответ в виде графика.

Да - ^, нет - —;

Взаимопроверка

Пятый этап

На доске построить координатную плоскость, в которой изобразить результаты оценок, полученных учащимися в ходе работы на уроке

Подводит итоги.

После подведения итогов в каждой группе опрашивает учащихся, с какими баллами они заканчивают урок, и вычерчивает график.

В каждой группе подсчитывают баллы, набранные на уроке отдельным учеником.

Шестой этап

 

Даёт пояснение по домашнему заданию.

Каждый ученик получает индивидуальное задание составить:

ребус;

диктанты: буквенный, числовой, цифровой, графический;

сказку;

карточки с вопросами по теме “Степень с натуральным показателем”;

карточки с примерами на применение свойств степени.

Задания записаны для каждого ученика в карте контроля у консультанта.

Литература

1. Дорофеев Г.В. и др. Математика 7 класс. – М.: Дрофа, 1999.