Интегрированное занятие: химия + экология + валеология по теме: "Химия и туризм"

Разделы: Химия, Экология


Задачи урока:

  1. Формирование экологического сознания и на его основе – экологической культуры.
  2. Развитие системы экологических отношений не только к окружающей среде, но и к своему здоровью.
  3. Формирование экологически целесообразного поведения, деятельности и активной позиции в деле охраны природы.

План урока:

  1. Роль леса в жизни человека.
  2. Правила поведения в лесу:
  3. а) отношение к почве;
    б) разведение костров;
    в) отношение к воде;
    г) способы обеззараживания воды;
    д) уничтожение мусора.

  4. Тест “Знатоки природы”.
  5. Заключение.

Оборудование:

  1. Иллюстрации о природе.
  2. Плакаты: “Природа – твой дом. Будь добрым хозяином в нем!”; “В атмосфере – 60% лесного О2 и 40% О2 мирового океана”; “На одного человека требуется – 6 га леса. В России на одного человека – 3 га леса. На каждого жителя Земли – 1,2 га леса”; “Будет лес – будет вода, Будет вода – будет хлеб, Будет хлеб – будет жизнь”.
  3. Музыкальное сопровождение, лесные голоса.
  4. Химические реакторы: вода, пантоцид (табл.), алюмокалиевые квасцы, перманганат калия, спиртовой раствор йода.
  5. Химические стаканы, стеклянные палочки.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

При встречах мы говорим “Привет!”, слово, у которого корень “вет” (ветвь); говорим: “Здравствуй!”, а это не что иное, как “Будьте здоровыми, счастливыми, красивыми, добрыми, как … дерево”. Буквально “Будьте хорошим деревом!”. И слова эти пришли к нам из седой древности.

Вспомним наших далеких предков. Они занимались собирательством и охотой. А если надо было спасаться от хищников, то хватались за “ветие” - ветку, подтягиваясь на ней, карабкались вверх. Но дерево не только спасало, оно и кормило людей, ведь хлеба тогда еще не было. Поэтому перед деревом наши предки испытывали чувство благодарного трепета и шли к нему не только за спасением и пищей, но и посидеть под ним, собраться с мыслями. Здесь же древним приходили ответы, на какие – то важные вопросы. “Ответ!” Словом, ветвь у древних не просто качалась на ветру, она вещала…

Ценилось дерево не только у наших предков, оно и у нас в ходу. Подсчитано, что из дерева сегодня изготавливают около двадцати тысяч изделий. Но даже те, кто не прочь поупражняться в их перечислении, забывают главный продукт дерева – вырабатываемый лесом кислород.

Обратимся к цифрам. Средний человек весит около 70 килограммов. В каждом килограмме тела (округлено) содержится 0,7 килограмма кислорода. Но какого кислорода? Ученые подсчитали, что в атмосфере 60% лесного кислорода, остальные 40% дает нам мировой океан. В чем же разница между этими двумя неравными частями кислорода? Иначе говоря – что лучше: ехать в отпуск к морю в Сочи или совершить путешествие по тайге? Оказывается, лесной кислород отличается от океанского тем, что он ионизирован, а потому лучше усваивается организмом, его меньше потребуется для дыхания.

Лес выделяет в воздух и другие добавки – фитонциды (летучие вещества, убивающие или угнетающие болезнетворных микробов). Именно они спасают наши легкие от грибковых заболеваний.

У человека, оказывающегося в хвойном лесу, где воздух достаточно ионизирован, без всяких лекарств приходят в норму главные показатели его здоровья: пульс, давление, температура тела… Улучшается кровь, в ней в избытке накапливается кислород, уменьшается количественное содержание сахара и фосфора. Более того, наблюдается повышенная возбудимость биотоков мозга, повышается работоспособность. Не зря ведь наши предки, чтобы принять важное решение, собирались под деревом в поисках ответов на трудные вопросы. Замечено, что, когда люди попадают в сосновый лес, им хочется расправить грудь, а когда очутятся в березовом, то всплеск положительных эмоций становится еще больше, а вот в ельнике – опускаются руки. Не зря в народе бытует поговорка: в сосняке – веселиться, в березняке – жениться, в ельнике – удавиться.

А всегда ли мы находим время, чтобы пойти в ближайший лес, совершить с рюкзаком поход выходного дня, подышать там лесным, ценным для здоровья, кислородом? Увы! А между тем специалисты утверждают, что у того, кто систематически посещает лес, производительность труда повышается на 6%. Тот же, кто в лесу не бывает вообще, вынужден вносить в аптеку ежедневно своеобразный “шрифт” в виде оплаты за лекарство.

Но и это еще не все. Ведь и хлеб, выращенный рядом с лесозащитной полосой, по урожайности выше на 6-8%. Один гектар леса увлажняет окружающее пространство в 10 раз лучше, чем водоем такой же площади.

По – братски делясь кислородом с растущим зерном, лес повышает плодородие земли, удобряя ее осенью. В лесу обильно селятся полезные птицы – санитары земли. Недаром на Всемирном конгрессе лесоводов в Дели в 1954 году был вывешен такой плакат:

Будет лес – будет вода,
Будет вода – будет хлеб,
Будет хлеб – будет жизнь.

Вот такой существует этимологический ряд. И в нем ничего нельзя поменять местами.

Специалисты подсчитали, что для дыхания одному человеку в год требуется 400 килограммов кислорода. На воспроизведение такого количества до недавнего времени хватало 0,3 гектара леса. Но в связи с загазованностью атмосферы продуцированность древесины снизилось в 10 раз. И таким образом сегодня человеку требуется не менее 3 гектаров леса. Столько же нужно ему, чтобы выработать из древесины те 20 тысяч полезных изделий… А у нас в стране на каждого жителя только 3 гектара. В других странах положение с лесом еще хуже. На каждого жителя Земли приходится сейчас лишь 1,2 гектара. Не лучше прогноз и к концу нашего столетия. К этому времени для каждого из нас сохранится “персональная роща” площадью всего лишь 0,6 гектаров. Не трудно понять, что Земля находится на грани катастрофы. И главный парадокс – рубка леса значительно превышает восстановление. А должно быть наоборот.

Лес нужен каждому из нас, хотим мы этого или нет. А значит, каждый из нас не вправе быть к нему безразличен. Забота о нем – это посадка деревьев, уход за саженцами, озеленение улиц, бережное отношение к растительности на маршруте, привале, вообще в походе.

Итак, экология, химия и туризм – вот тема нашего сегодняшнего разговора.

II. Звучит пение птиц, музыка. Ученица читает стихотворение:

Пахнуло весною
И снова отчаянно
Меня потянуло –
Насквозь городского,
В субботние дни
С рюкзаком за плечами
В знакомый район
Приозерья лесного…
Тропинка, петляя,
Уносится в гору,
Лежалый валежник
Хрустит под ногою,
И слышится листьев
Опасливый шорох,
Журчание вешних ручьев молодое.
Стемнеет. А небо поднимается выше,
Повиснет луна над палаткой моею,
Все станет таинственней сразу и тише
И звезды бездонную чашу усеют.
Костер разгорится. Сосновые лапни
Сгорят на ветру красно – рыжей копной,
Подкинешь еще из задора охапку –
И сполохом вспыхнет весь полог ночной!
Курлычет, бормочет залатанный чайник
И фыркает каша в утробе ведра,
И чувствуешь – тают дневные печали
В сиреневой, сказочной дымке костра.
Я. Голиков

Учитель: Как же вести себя в лесу? Начнем с того, по чему ходим, на чем стоим, лежим – с почвы.

Рассказ ученицы: Почва кажется нам обычной твердью под ногами. А это живая кожа тела земного. Но присмотритесь к этой коже: сколько на ней “оспин” от костров и “шрамов” от колес и гусениц транспортных средств, от нашего не всегда необходимого петляния по лесу. Сложите площади этих изъянов и вы получите ошеломляющие данные: многие тысячи гектаров лесной почвы загублены нами не по злому умыслу, а так, из – за экологической неграмотности. Не всегда оцениваем мы свои действия, которые кажутся столь безвредными, что их и оценивать – то не стоит. Так ли?

Почва – особое образование природы, обеспечивающее рост и развитие растений. В большей степени ранимы верхние слои почвы – лесная подстилка и гумусовый слой под ней, в котором образуется и накапливаются питательные вещества для растительности. Накопление идет медленно.

Самым мощным фактором являются вытаптывание растительного покрова и почвы. Прежде всего вытаптывается лесная подстилка, в которой расположены корни и корневища растений. Исчезают многие лесные травянистые растения. При вытаптывании уплотняется почва, уменьшается ее воздухоемкость и влагоемкость. В уплотненную почву плохо проникают осадки, увеличивается глубина ее промерзания, сокращается подача воды в кроны деревьев. В результате у деревьев уменьшается облиствение, они снижают прирост, часть их усыхает, задерживается естественное возобновление. Связи с этим в лесу надо передвигаться по тропам! И количество отдыхающих не должно быть очень большим. Так, сосновый бор не может выдержать одновременного присутствия более семи человек на один гектар травянистый березняк или осинник – не более 25 – 30 человек на один гектар. Для создания слоя почвы толщиной 2 – 3 сантиметра требуется несколько сотен лет! А мы иногда сводим на нет вековые труды эволюции, за какой–нибудь час – два веселого чаепития, разводя для этого костер, пожирающий не один квадратный метр площади. А разве костер в лесу один? За год их возникает десятки тысяч и все на новых местах, старые “лишай” нам не по вкусу – не уютно.

Учитель: И все таки трудно себе представить поход без костра. Каковы же правила и его развитие?

Рассказ учащегося: Как вы считаете, где удобнее расположиться на обед? Прежде всего, постарайтесь найти место у источника. В летнее время, если есть возможность, лучше остановиться на берегу водоема. Место для стоянки должно быть сухим; неплохо если рядом есть деревья – их крона защитит от солнца. Чтобы не страдать от гнуса, не располагайтесь рядом с болотом и низиной.

Костер следует располагать на некотором расстоянии от лагеря с подветренной стороны, иначе искры могут прожечь палатку и личные вещи.

Нельзя разводить костер в чаще хвойного леса, густом кустарнике, на полях с сухой травой и торфяниках. Чтобы не повредить крону и корни деревьев, разводите костер в пяти метрах (и более) от них.

В местах массового отдыха, как правило, слишком много “пятен” от костров – не увеличивайте их количество, старайтесь использовать старые кострища. Не беда, если место для лагеря придется немного очистить от чужого мусора: надеюсь вы не оставите после себя пакеты, банки и т.д. Попробуйте сделать вокруг костра неглубокую канавку или полоску земли, чтобы огонь случайно “не убежал”.

Может показаться странным, но часовое пребывание у костра равно по ущербу для организма пятичасовому дежурству на обочине оживленной городской автомагистрали. В дым и другие парообразные продукты горения переходят все те вредные вещества, которые дерево накопило за время своего существования. Поэтому при заготовке хвороста не берите придорожный валежник. И, конечно же, нельзя рубить молодые деревца. В качестве дров можно использовать сушняк из чащи леса, а особенно хороши для длительного получения тепла смолистые пеньки.

У костра необходимо располагаться так, чтобы ветер дул в спину. Пусть уж комары покусают немножко, зато в легких не будет избытка всякого рода нежелательных соединений. Наиболее опасны из них оксиды углерода (угарный газ) и различного рода канцерогены.

Кроме того, отлетающие искры и угольки, а иногда и языки пламени способны воспламенить одежду из синтетики (а таких курток, ветровок сейчас не счесть). Капрон и другие полимеры, из которых делают верхнюю одежду, плавятся при температуре немногим выше 100 оС, горящий расплавленный материал прилипает к коже. Загоревшую куртку уже не снимешь, и единственный выход в этом случае – сбивать огонь, катаясь по земле. Товарищи должны облить пострадавшего водой или сбить пламя лапником.

Уходя со стоянки, костер заливают водой или засыпают землей.

Отступление от этих правил грозит тем, что из маленького уютного очага под открытым небом костер может превратиться в необузданную стихию.

Учитель: Без чая в лесу (и приготовления пищи) не проживешь. Мы уже говорили с вами (на прошлых уроках) о недопустимости загрязнения и засорения водоемов промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Сегодня поговорим о замечательных лесных речушках, ключах, озерцах, болотцах, ручейках и других источниках и хранителях воды – вещества, жизнь без которого невозможна.

Как мы относимся к воде, будучи в лесу?

Пьем приготовленный из воды чай, а потом в этой же воде моем автомашины, мотоциклы, предметы обихода, умываемся, стираем. Капля за каплей в воду попадают различные ядовитые вещества и убивают в ней не только вкус, саму жизнь. А потом мы возмущаемся, что от лесной воды пахнет бензином, в ней искупаться нельзя и тем более котелок наполнить.

Рассказ ученицы: Особенно опасно попадание нефтепродуктов в стоячие водоемы, украшающие лесную природу и дающие приют многим видам растений и животных. Тончайшая пленка, образующаяся из отработанного машинного масла, дизельного топлива, бензина быстро и плотно изолирует водную поверхность от атмосферного воздуха, обволакивает плавающую растительность, душит живые организмы. По этой причине в некоторых местах перестали раздаваться трели птиц, гнездившихся ранее в береговых зарослях, негде напиться зверям.

Как быть? Мыть автомобиль, не загоняя его в водоем, а поставив его где – либо в стороне. Воду нужно брать из водоема чистой емкостью. Недопустимо так же использование в лесных водоемах СМС, так как их пена устойчива благодаря содержащимся в них стабилизаторам пены. Под ее влиянием нарушается воздухообмен; растительность и живность водоемов задыхаются от недостатка кислорода. Кроме того в состав СМС вводится тринатрийфосфат Na3PO4, который усиливает моющее действие. Попадая в водоем, фосфор усваивается растительными организмами, вызывая бурное развитие синезеленых водорослей. Вода таких водоемов “цветет”, в ней постепенно идут гнилостные и другие вредные процессы.

Да и продукты разложения СМС токсичны для обитателей водоемов. Один миллиграмм СМС, растворенный в одном литре воды вызывает отравление у рыб.

В проточных водоёмах – речушках с живописными берегами, рыбными омутами, и “говорящими” перекатами, в ручейках, отходы наши на первый взгляд не задерживаются, их быстро уносит течением. Но мы же в лесу не одни, наша грязь утечёт к устью реки, ручья, но к нам притечет с их верховий, если и там к воде будут относиться безответственно. В итоге – год, два – и река или ручей только текут, а не живут. И это во многом определяется нашей экологической недисциплированостью. А леса за год, по приблизительным подсчётам посещают до 100млн. человек, и нерадивое отношение к природе может нанести ей серьёзный ущерб. Всего 5 г. нефтепродуктов затягивают масляной плёнкой 50 м водной поверхности, что приводит к кислородному голоданию, постепенному отравлению и гибели обитателей водоёма!

Учитель: (Объяснение нового материала):

Одна из главных по значению проблем в походе - питьевая вода. Исследованиями гигиенистов – медиков показано, что одно только кипячение без дополнительной обработки далеко не полная гарантия пригодности воды для питья, ибо если микроорганизмы и погибнут, то не разрушаются выделяемые ими токсины, выдерживающие температуру до 200C.

Вот почему необходимо знать способы обеззараживания воды, которая внешне выглядит совершенно чистой.

(Объяснение учителя сопровождается соответствующими демонстрациями).

Наиболее радикальным средством является препарат пантоцид, химическое название которого N, N – дихлор – пара – карбоксибензолсульфамид. И хотя растворимость его в воде мала, даже небольшие дозы активно воздействуют на микрофлору аналогично другим сульфаниламидам: микроорганизмы захватывают совершенно непригодный для их развития пантоцид, т. к. он по структуре мало отличается от парааминобензойной кислоты, от которой зависит жизнедеятельность бактерий, и с ними происходит то же, что было бы с нами, если бы мы вздумали питаться колбасой, приготовленной из глины, но очень похожей на настоящую по внешнему виду.

Ну а если пантоцид перед походом раздобыть не удалось, можно прибегнуть к другим химикатам, однако в этом случае требуется, как правило, и термическое воздействие в виде более или менее продолжительного кипячения с последующим отстаиванием.

Можно использовать алюмокалиевые квасцы, которые диссоциируют в воде:

K AI (SO) K + AI + 2SO

При гидролизе в осадок выпадает гидроксид алюминия. В то же время при нагревании происходит свёртывание ( денатурация ) токсичных белковых веществ, которые сорбируются на поверхности осаждающихся на дно хлопьев гидроксида алюминия.

Избавиться от вредных примесей можно, добавляя в воду несколько кристаллов перманганата калия (вода при этом должна стать чуть розоватой) KMnO4 – его окислительное действие на посторонние примеси общеизвестно.

В качестве окислителя примесей рекомендуется и йодная настойка в расчёте 20 капель на 1 литр воды до появления устойчивого желтоватого оттенка воды. Последующее кипячение воды не будет лишним:

I2 + H2O = HI + HIO

HIO = HI + O

Атомарный кислород довершит окисление, начатое йодом.

После того как вода продезинфицирована, для улучшения её вкуса можно воспользоваться такой рекомендацией: готовится смесь сухих порошков гидрокарбоната натрия, лимонной кислоты ( по массе 1 : 1 ) и добавлять в пять раз в большую массу тонкоизмельченной карамели ( без начинки ). На один стакан напитка расходуется около 20 грамм смеси. Чтобы “ шипучка” не начала действовать раньше времени, её надо тщательно оберегать от увлажнения.

Два ученика готовят “ шипучку” и предлагают её своим одноклассникам и гостям, присутствующим на уроке.

Рассказ ученика: Покидая место стоянки , туристы обязаны оставить его в порядке.

Бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000-2000 лет. Поэтому необходимо собрать весь мусор и всё, что можно – сжечь. Консервные банки обжигают на костре, но не оставляют там. Нужно сплющить их обухом топора, например, и закопать или спрятать их под камни. Стеклянную тару надо увозить обратно в город, а лучше её вовсе не брать с собой в поход. А вот прохудившиеся сапоги сжигать нельзя, т. к. при этом выделяется хлороводород, оксид углерода (II), хлор и фосген, последние два – использовались в первую мировую войну как отравляющие вещества.

Остатки недоеденной пищи можно отдать обитателям леса.

III. Тест на закрепление “ Знатоки природы”

Учащимся предлагается тест на выбор верного ответа с экологической точки зрения, с которым они работают 5 минут.

I. Лучшее место для привала на ночлег:
А. на низком берегу реки
Б. на возвышенном берегу реки
В. на лугу

II. В каких местах разрешается разводить костры в лесу:
А. на специально устроенных кострищах
Б. на участках повреждённого леса
В. на открытых местах

III. Лучший материал для костра:
А. придорожный валежник
Б. молодые деревца
В. сушняк в чаще леса

IV. Воду для питья в походе:
А. обеззараживают
Б. обеззараживают и кипятят
В. только кипятят

V. Как вы поступите после привала с бытовыми отходами:
1) бумага
2) пластиковые отходы
3) консервные банки
А. сожжёте и закопаете
Б.оставите на стоянке
В. унесёте с собой

VI. Полезно ли выжигание сухой прошлогодней травы на лесных полянах:
А. да
Б. нет

VII. Что должна предпринять группа туристов, обнаружив в лесу начинающийся пожар:
А. сообщить об этом в ближайшее лесничество или селение
Б. определить направление ветра и приступить к тушению загорания подручными средствами

VIII. Как надо собирать грибы:
А. вырывать “с корнем”
Б. срезать под корешок

IХ. Как вы поступите, встретив в лесу зайчонка, птенца:
А. возьмёте с собой домой, согреете, накормите и отпустите в этот же лес, где взяли
Б. сделаете вид, что не заметили и уйдёте

Х. Воздух, какого леса наиболее полезен для здоровья:
А. ельник
Б. берёзовый
В. сосновый

После работы – обсуждение ответов на вопросы теста.

IV. Заключительное слово учителя.

Сегодня мы вспомнили некоторые запреты, которые каждый из нас должен помнить и выполнять, находясь в лесу. Но запреты, если они не держатся на внутренних убеждениях, не решат дело охраны природы. Можно повесить табличку “По газонам не ходить”, но как можно повесить такую табличку на небо, в которое взвились многометровые трубы, поставить её у реки или озера, над которым на карте уже занесён топор проектов…

И всё же главная охранная грамота природы в наших с вами сердцах, в наших чувствах, в нашей гражданской позиции. Высокая нравственность, доброта, умение ограничить свои потребности, уважение к труду других, и наконец, экологическая грамотность – вот что нужно сегодня каждому из нас. И есть ещё один необходимый компонент: умение видеть природу, её красоту. Способность восхищаться, очаровываться и удивляться ею.

Звучит музыка.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко.