Тема урока: "Дифференциация звуков [б], [б'] — [д], [д']; букв б – д"

Разделы: Начальная школа


Урок проведен с детьми, обучающимися во втором специальном (коррекционном) классе VII вида. У детей задержка психического развития, осложненная речевыми нарушениями. В письменных работах учащихся наблюдаются ошибки, связанные с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляются в заменах и искажениях букв. Чаще заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, б – д, т – ш).

На уроке логопед упражняет детей в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов. Учащиеся проводят сравнительный анализ букв. Первоначально реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, затем по представлению. При переходе к рукописному шрифту дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по инструкции – с постепенным убыстрением темпа.

При дифференциации букв б – д основная задача логопеда – научить школьников выделять “опорные” сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы и обозначаемые ими звуки.

В работе наблюдается последовательность:

  • выделение звука из слова,
  • определение сигнального признака артикулемы,
  • соотнесение звука с графемой,
  • контроль правильности выбора,
  • запись буквы.

Поэлементная запись букв проводится с проговариванием.

Вашему вниманию предлагается урок на тему: “Дифференциация звуков [б], [б’] - [д], [д’]; букв б – д”.

Цель урока: “Различение букв б – д на письме и при чтении”.

Учитель-логопед вместе с детьми решали следующие задачи урока:

  • Развитие зрительно-пространственных представлений.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.
  • Закрепление дифференциации букв б – д на письме и при чтении.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Совершенствование памяти, внимания, конструктивной деятельности.
  • Формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы.
  • Развитие пространственных представлений, способности вести руку по необходимой траектории.
  • Развитие функции стереогноза, способности планировать свое движение.

Материалы, необходимые для проведения урока: зеркала, образец-таблица с прописными буквами б – д, картинки – силуэты белки и дятла; мозаика, карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки.

Этапы урока

1 этап – организационный момент.

Время на проведение: 2 мин.

Развитие зрительно-моторных координаций.

Игра “Кто внимательный?”. Игра заключается в следующем: учащимся показывают таблички с изображением геометрических фигур, а внутри – элементы букв б и д и буквы б и д. Логопед просит детей запомнить, что изображено на табличках, убирает их и предлагает нарисовать изображение по памяти. При взаимооценке (под руководством логопеда) обращается внимание на несоответствие размера, неправильные соотношения штрихов, элементов букв, расположение их в геометрической фигуре, нечеткость линий и т.п. (рис. 1, приложение 1).

2 этап – актуализация знаний, полученных детьми на прошлых уроках.

Время на проведение: 7 мин.

– Учащимся предлагается отгадать загадку:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)

– Рассмотреть картинку-силуэт “белка”. (рис. 2, приложение 1)

– Кто видит букву в силуэте белки? (б)

– Какой первый звук в слове “белка”? [б’]

– В слове-отгадке определяется первый звук и соотносится с буквой. [б’]

– Уточнение артикуляции [б]. Работа перед зеркалом: произнести и охарактеризовать звук [б].

Звук [б] согласный, звонкий, парный, взрывной, бывает твердым и мягким. Преграда – сомкнутые губы.

При звуке [б] губы образуют смычку, которая с шумом прорывается воздушной струей, выходящей изо рта, при этом кончик языка упирается в нижние зубы.

При звуке [б] связки вибрируют. Логопед просит учащихся приложить тыльную сторону ладони к шее, чтобы проверить это. Обращается внимание детей на положение органов артикуляции при произнесении данного звука.

– Загадка: Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу. (Дятел)

– Определяется первый звук в слове-отгадке и соотносится с буквой.

– Рассматривание картинки-силуэта “дятел”. (рис. 2, приложение 1).

– При внимательном рассмотрении картинки какую букву видим? (д).

Уточнение артикуляции звука [д’]. Произнести и охарактеризовать звук [д]. Работа перед зеркалом.

Звук [д] – согласный, звонкий, парный, взрывной, бывает твердым и мягким. Преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (д – десны).

3 этап – сообщение темы урока. Время на проведение: 1 мин.

– Сегодня мы с вами будем учиться различать рукописные буквы б и д.

К магнитной доске крепится табличка (рис. 3, приложение 1). Учитель-логопед работает у доски с классом.

4 этап – начало работы над новым материалом. Время на проведение: 1 мин.

– Сопоставление звуков [б] -[д] по артикуляции.

– Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.

– Разное: место преграды: б – губы, д – десны.

– Перед зеркалом учащиеся наблюдают за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: [б] и [д].

Эмоциональная разгрузка, визуализация букв Б, Д (к доске прикреплена картинка-силуэт белки и дятла). (рис. 2, приложение 1).

Дети пальцем пишут буквы б и д в воздухе, проговаривая элементы букв.

Буква б вписывается в силуэт белки, а буква д – в силуэт дятла.

Вывод: звук [Б] – “взрываются” губы, буква б – хвост белки (вверх); звук [Д] - язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

5 этап – восприятие визуального образа букв, визуальное узнавание букв, выделение букв Б –Д, слогов, слов с этими буквами из текста.

Время на проведение: 12 мин.

– Посмотрите на букву б. Из каких элементов состоит эта буква? (Из полуовала и закругленной линии вверх, вправо, как хвост у белки.)

– Посмотрите на букву д. Из каких элементов она состоит? (Из полуовала и петли.)

– Где расположена петля по отношению к полуовалу в букве д? (Внизу и справа, как хвост у дятла).

– Значит, чем же похожи буквы д и б?

– Чем различаются эти буквы?

– Чтение слогов, слов (таблица выполнена в рукописном варианте).

ба-да

ада-аба

дыни

труба

бо-до

ода-оба

боты

следы

бу-ду

уда-уба

дело

трудно

бы-ды

ады-абы

бумага

арбузы

– Поэлементная запись букв б, д с проговариванием. Запись слогов по заданию логопеда. Дети проговаривают, какую букву они пишут, направления элементов букв.

– Работа с карточкой. Вписать пропущенные буквы “б” и “д”. На партах лежат образцы правописания букв “б” и “д”. Сначала ученики обводят эти буквы по контуру, затем проговаривают слова, определяют, какую букву нужно вставить в слово. В случае затруднения обращаются к логопеду.

*орога

зага*ал

вез*е

ра*ота

ре*ро

*рызги

при*ежал

*енёк

з*есь

– Списать слова, дописывая элементы букв по опорным точкам.

6 этап – физминутка. Время на проведение: 1 мин.

– Давайте посмотрим, что делает белочка. (Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики.) (Дети выполняют движения по тексту с соответствующей интонацией и доброжелательно-шутливой мимикой. Текст дети знают наизусть, проговаривают вместе с логопедом.)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга опеременно.)

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)



(Ритмические хлопки ладонями и удары кулачками.)

Послушаем песню дятла, подпоем ему.

Все время стучу,
Деревья лечу: “ддДДддДД”
Далеко мой стук
Слышится вокруг: “ДДддДДдд”.

(Постукивание пальцами о стол.
Регулирование громкости голоса.
Повороты в стороны,
удары кулачками.)

7 этап – закрепление умений и навыков, полученных на уроке.

Время на проведение: 14 мин.

– Учащимся предлагают ряд предметных картинок: радуга, барабан, обезьяна, одежда, дорога, бабушка. Дети их последовательно называют, запоминают названия. При повторном назывании выделяют в словах звуки [б], [д]. В тетрадях записывают “шифровки” (д, бб, б, дд, д, бб).

– Следующее задание: составить предложения со словосочетаниями, записать их в тетрадь. Буквы б-д выделить разным цветом.

Душистый ландыш. Зубная боль. Ягоды рябины. Дождливый день. Голубое небо. Трудная задача. Большие сугробы.

– На карточках учащимся дают предложения для чтения, анализа и записи:

Летом

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали на огороде.

8 этап – итог урока.

Время на проведение: 1 мин.

– Получение обратной связи от детей.

– Оценка работы учащихся.

– Что нового узнали на уроке?

– Выложите буквы “б” и “д” из мозаики.

– Что больше всего понравилось на уроке?

Коррекционная работа на уроке проводилась с использованием игровых приемов, упражнений, направленных на закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.