Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Устаревшие слова"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • пополнять словарный запас обучающихся;
  • развивать навыки работы обучающихся с толковыми словарями;
  • развивать устную речь обучающихся;
  • расширять кругозор обучающихся в области истории русского языка,
    живописи и музыки;
  • воспитывать в обучающихся любовь к родному языку, к русским традициям;
  • развивать эстетический вкус обучающихся;
  • помогать обучающимся выразить свои способности на уроке (умственные,
    артистические).

Оборудование:

1. Выставка репродукций картин:

  • Аргунов “Портрет неизвестной в русском костюме”
  • Васнецов “Богатыри”
  • Васнецов “Книжная лавочка”
  • Корин “Александр Невский”
  • Нестеров “Видение отроку Ворфоломею”
  • Перов “Крестный ход на Пасхе”
  • Рябушкин “Свадебный поезд”
  • Флеров “Прошедшее”.

2. Выставка детских работ - толковых словариков, выполненных в форме
старинных русских предметов, вышедших из активного употребления
(сундук, ларец, лапти, чугун, косоворотка, булава, меч, щит, кокошник и др.)

3. Раздаточный материал.

  • Толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова
  • сигнальные карточки (солнышки, тучки)
  • корни лопуха
  • текст колыбельной песни:

У кота ли, у кота Периночка золота.

У кота ли, у кота Изголовья высока.
Ты сиди, попрядывай, на дружка поглядывай,
Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен.
Пусть Ивана выпустят, чтоб сыграл на гуслях,
А ты, брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке,
А ты, брат Ермошка, сыграй-ка на гармошке.

  • репродукции картин:
  • Аргунов “Параша Жемчугова”
  • Аргунов “Портрет неизвестной в русском костюме
  • Аргунов “Портрет П.Ковалевой-Жемчуговой в красной шали”
  • Бог данов-Бел ьский “У дверей школы”
  • Брюллов “Светлана”
  • Васильев “Бой со змеем”
  • Венецианов “Гумно”
  • Венецианов “Девушка сбураком”
  • Глазунов “Проводы войска”
  • Зубкова “На закате ходит парень”
  • Кондакова “Серебряное блюдечко и наливное яблочко”
  • Конятин “Пироги с калиной”
  • Кустодиев “Масленица”
  • Лебедев “К сыну”
  • Неизвестный художник “Портрет крестьянской девочки”
  • Репин “Проводы новобранца”
  • Серебрякова “Крестьянка с квасником”
  • Суриков “Боярыня Морозова”

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сообщение учителем темы и цели урока. Цель урока: запомнить наибольшее количество устаревших слов и их значений.

2. Домашнее задание:

к следующему уроку запомнить правописание
устаревших слов.

3. Связь с предыдущими уроками.

Проверка изученного по теме “Лексика” на предыдущих уроках при помощи сигнальных карточек (солнышко, тучки). Учитель называет истинные утверждения - обучающиеся поднимают солнышки. Учитель называет ложные утверждения - обучающиеся поднимают тучки. 

3.1. Орфография, фонетика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация -это разделы науки о языке.

3.2. Лексика изучает постановку знаков препинания в предложении.

3.3. Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает.

3.4. Лексические значения слов разъясняются в орфографических словарях.

3.5. Авторами толковых словарей являются Даль, Ожегов, Ушаков.

3.6. Слова в толковых словарях располагаются в беспорядке.

3.7. Устаревшие слова иначе называются архаизмы и историзмы.

3.8. Устаревшие слова - это слова, находящиеся в активном повседневном употреблении.

3.9. Устаревшие слова влияют на состав лексики.

4. Проверка домашнего задания.

Выставка детских работ - толковых словариков, выполненных в форме старинных русских предметов, вышедших из активного повседневного употребления. Один из обучающихся называет все известные ему устаревшие предметы (булава, ларец, лапти, люлька, кокошник, косоворотка, квасник, меч, сундук, чугун, щит, тулуп и др.). Учитель называет лучшую работу. Это толковый словарик, выполненный в виде люльки. Он содержит наибольшее количество слов (75) и их значений. Выполнен без ошибок.

Защита победителем своей работы (Я сделал толковый словарик устаревших слов. Он содержит 75 понятий. Выполнен в форме старинного русского предмета “люлька”. Все слова у меня расположены в алфавитном порядке...)

5. Слово учителя

о книгах, словарях, репродукциях картин, песнях, помогающих узнать о предметах, вышедших из повседневного употребления.

6. Индивидуальное задание.

Доклад ученика-экскурсовода (мальчика) по репродукциям картин.

- Глаз не отвести от картин русских мастеров живописи, изображающих предметы старины. Так, например, на картине Васнецова “Богатыри” изображены старинные доспехи русского воина: меч, щит, кольчуга, копье, булава, колчан, шлем. А на репродукции картины Корина “Александр Невский” мы видим кроме тех же доспехов еще и лапти. Русские воины изображены во всем величии, во всей своей силе.

7. Индивидуальное задание.

Доклад ученика - экскурсовода (девочка) по репродукциям картин.

- Остальные репродукции, представленные на сегодняшней выставке рисуют мирную жизнь русского народа. На картине художника Рябушкина изображена свадьба. Здесь тоже есть устаревшие предметы; изба, сани, карета, кафтан. А вот у Перова изображен рушник с вышивкий.Репродукция Васнецова “Книжная лавочка” запечатлела крестьянина в лаптях, а сам процесс их плетения показан на картине Флерова. Художник Нестеров изобразил косоворотку - мужскую рубаху. А вот Аргунов запечатлел русскую красавицу в старинном головном уборе - кокошнике. Русская живопись позволяет всем нам погрузиться в мир стариной жизни.

8. Проверка усвоения материала.

Один обучающийся перечисляет и показывает на репродукциях все запомнившиеся устаревшие предметы.

9. Работа обучающихся с раздаточным материалом - репродукциями.

На них изображены устаревшие предметы. Найти несоответствия названий на карточках с тем, что показано на репродукции.

10. Прослушивание хора девочек.

(Все одеты в русские костюмы с кокошниками).

Хороша наша Татьяна.
Хороша наша Татьяна.
Любо, любо, любо, любо.
Она бела да румяна.
Любо, любо, любо, любо.
Вдоль по улице гуляла,
Любо, любо, любо, любо.
Уж вы, чебо-чеботочки.
Любо, любо, любо, любо.

11. Вопрос учителя к классу.

  • Какое устаревшее слово вы услышали? (Чеботы)
  • Назовите его значение.

12. Прослушивание колыбельной песни “У кота ли, у кота...”

в исполнении хора девочек и работа с раздаточным материалом. Задание: подчеркнуть в тексте песни устаревшие слова, назвать их.

13. Работа с толковыми словарями Даля, Ожегова, Ушакова в парах.

Задание: найти значения устаревших слов, услышанных в колыбельной песне (перина, гребень, веретено, гусли, жалейка). Зачитать названия и их значения из толковых словарей.

14. Физкультминутка.

15. Слово учителя

о постепенном исчезновении предметов из обихода (чугун, ухват, веретено, прялка, изба, и др.). Все присутствующие - свидетели исчезновения предметов из повседневного активного обихода.

16. Загадка.

Несколько девочек выходят к доске (у каждой заплетена коса), поворачиваются спиной к классу. Вопрос- загадка: Какой предмет может выйти скоро из повседневного обихода? (Коса)

17. Слово учителя об уходе за волосами в старину.

Загадка: как называется растение, корень которого использовали для ухода за волосами в стерину? Устаревшее его название “собака”, “лепильник”. Подсказка: на столе у каждого лежит корень этого растения, изображение этого растения естьна картинке. (Лопух).

18. Слово учителя о русских забавах.

Игра “Облупа”. Выходят несколько мальчиков, они садятся на заранее приготовленные стулья. Учитель закрывает их большим платком с русскими узорами. Одному из мальчиков учитель подает вареное яйцо. Подходит девочка в русском костюме, мальчик из-под платка кричит: “Вот тебе яичко попово, облуплено, готово. Ешь, не сказывай, отгадаешь меня - чувство показывай”. Девочка, если узнает голос, то называет имя мальчика. А если не узнает, то он говорит: “Облупка не вышла -поворачивай дышло”. Выяснение значения слов “дышло” и “облупленное”.

19. Проверка усвоения лексических значений устаревших слов.

Учитель называет устаревшие слова (бурак, изба, квасник, кокошник, косоворотка, котомка, лапоть, меч, плетень, сани, сундук, туес, тулуп, щит и т.д.), обучающиеся называют их значения.

20. Соревнование.

Кто больше знает устаревших слов? Обучающиеся называют по одному устаревшему слову. Последний человек - победитель.

21. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.