Тема урока: "Сезонные явления в жизни птиц"

Разделы: Биология


Цель урока: сформировать знания о приспособленности птиц к сезонным явлениям природы.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • продолжить формирование понятия о птицах, их приспособленности к среде обитания;
    • причины миграций птиц;
    • способы ориентации птиц во время перелетов;
    • методы изучения перелетов.
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса;
    • развитие интеллектуальных способностей учащихся;
    • развитие предметных и общенаучных умений и навыков;
    • развитие навыков самообразования.
  • Воспитательные:
    • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
    • воспитание бережного отношения к природе и ответственности за все живое;
    • воспитание ответственности у учащихся не только за свои знания, умения, но и за знания каждого обучаемого.

Оборудование:

  • набор открыток птиц,
  • видеомагнитофон,
  • видеофильм “Возвращение домой”,
  • видеокассета: Леннаучфильм. Видеостудия “Кварт” – Насекомые. Птицы;
  • карточки с вопросами для самостоятельной работы на каждого ученика.

Оформление: на доске написано “Миграция” (гр. “миграцио” – переселение).

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

Сообщение темы, цели, задач урока. Стимулирование мотивации учебной деятельности при обучении.

II. Проверка знаний и умений

Организация самостоятельной работы.

При проведении самостоятельной работы используется слайд 2 Презентации.

Проверочная работа по карточкам.

Вариант I

1. Дышит ли зародыш в яйце?
2. Почему яйца, предназначенные для хранения, не рекомендуется мыть?
3. Что такое моногамия?

Вариант II

1. Какую функцию выполняет белок и желток?
2. Из чего развивается зародыш?
3. Что такое полигамия?

III. Изучение нового материала

Изложение нового материала сопровождается показом слайдов 3, 4, 7, 8 Презентации.

Учитель (тезисы). В зависимости от того, как птицы реагируют на времена года, среди них выделяют три основные группы: (слайд 4)

  • оседлые: весь год живут в одной и той же местности (сороки, воробьи, голуби, сойки, синицы, поползни и др.);
  • кочующие: совершают краткосрочные и недалекие перемещения из одной местности в другую в поисках корма, мест отдыха и др. (чечетки, сойки, снегири, пищухи, свиристели и др.);
  • перелетные: с наступлением осенней поры улетают на зимовку (журавли, грачи, аисты, ласточки, скворцы и др.).

Учитель (тезисы). Исторически перелеты птиц складывались в течение тысячелетий как следствие установления на Земле времен года. Основными причинами их существования в настоящее время считают:

  • ухудшение условий жизни (уменьшение количества и доступности кормов, появление снегового покрова, льда, исчезновение зеленой листвы и т.д.);
  • уменьшение длины светового дня (предупреждение о понижении температуры).

– Ребята, а о том, как птицы ориентируются во время перелетов, о методах изучения миграций, вы узнаете во время просмотра фрагмента фильма “Возвращение домой”. Просмотр видеофрагмента.

После просмотра видеофильма учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Как птицы ориентируются во время перелетов?
  • Какие способы помогают следить за миграцией птиц?

В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы, учитель корректирует их ответы, в случае затруднения помогает отвечать, после обсуждения ученики делают записи в тетрадях.

Способы ориентации: ( Презентация, слайд 7)

  1. Астроориентиры (по солнцу, звездам).
  2. Наследственная память.
  3. Магнитно-силовые линии Земли.
  4. Зрительная память.

Методы изучения перелетов: (Презентация, слайд 8)

  1. Кольцевание.
  2. Радиолокация.
  3. Наблюдение.

IV. Закрепление знаний

Обобщающая фронтальная беседа по ходу изучения нового материала. Обсуждают, что узнали на занятии. Учащиеся отвечают на вопросы:

  • На какие группы делят птиц по способу перенесения неблагоприятных условий?
  • Как птицы ориентируются во время миграций?
  • Какие способы помогают следить за птицами?

V. Подведение итогов

Заключительное слово учителя по итогам работы на уроке. Всем оценки за проверочную работу по карточкам, 2–3 оценки за работу на уроке.

VI. Домашнее задание

(Презентация, слайд 9) стр. 218, выучить конспект урока.