Урок с применением компьютеров по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  • Закрепить правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
  • Выработка навыка написания мягкого знака на конце наречий.
  • Совершенствовать навык машинописи на компьютере.
  • Вспомнить о роли пословиц в русской речи и в жизни человека.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

I. Организационный момент

Звучит русская народная песня “Лучина”. Учащиеся стоят. Учитель объявляет тему, цели, план урока.

– Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”. Урок будет проходить по следующему плану:

  1. Устная словарная работа.
  2. Объяснение новой темы.
  3. Тренировочные упражнения.
  4. Буквенный диктант.
  5. Зарядка для глаз.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Работа с учебником.
  8. Работа с сигнальными картами.
  9. Творческое задание.
  10. Итог урока.

– Знакомиться с новой темой мы будем, используя пословицы и поговорки русского народа, ведь наша жизнь неразрывно связана с фольклором. Недаром говорится: “Без пословицы речь не молвится”.

Ребята присаживаются за парты. Оформляют тетради (записывают число, тему).

II. Устная словарная работа

– Прежде чем мы будем изучать новую тему, давайте вспомним правописание мягкого знака после шипящих на конце слова в разных частях речи.

Через графопроектор слова выводятся на доску. Учащиеся работают фронтально.

Молодеж…, полноч…, камыш…, гараж…, много крыш…, стереч…, удивляеш…, отреж…, испеч.., суш…, скрипуч…, колюч…, свеж….

– Давайте сделаем вывод. Когда пишется Ь после шипящих на конце имен существительных? (Мягкий знак пишется на конце имен существительных женского рода III склонения.)

– Когда пишется Ь на конце имен прилагательных и глаголов? (Мягкий знак пишется в неопределенной форме глаголов, в окончании глаголов 2-го лица ед. ч., в повелительном наклонении. На конце имен прилагательных мягкий знак не пишется.)

III. Объяснение новой темы

– А сейчас, ребята, обратите внимание на доску.

На доске записана пословица:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Учитель вслух читает пословицу. Затем спрашивает:

– Скажите, ребята, слово вскачь – это какая часть речи? (Наречие; слово отвечает на вопрос как.)

– В предложении нам встретилось наречие на шипящую. Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке. Запишите пословицу к себе в тетрадь, обозначьте орфограмму. Давайте рассмотрим первую таблицу.

Таблица 1.

прочь,
сплошь,
вскачь,
настежь

Учитель читает слова в таблице.

– Ребята, обратите внимание, что слова в таблице – это наречия, и на конце каждого пишется мягкий знак. А теперь обратимся ко второй таблице.

Таблица 2.

Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Пишется

Не пишется

Имя существительное

женский род, единственное число, 3-е склонение: рожь, ночь, глушь, вещь мужской род, единственное число: нож, врач, шалаш, товарищ
множественное число: много дач, училищ

Краткие имена прилагательные

  свеж
пахуч
хорош

Глаголы

2-е лицо, единственное число: умываешь – умываешься;
повелительное наклонение: спрячь – спрячьте;
неопределенная форма: испечь, зажечь
 

Наречия

настежь, навзничь, сплошь уж, замуж, невтерпеж

– Используя материал таблицы, попытайтесь самостоятельно сформулировать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. На обдумывание дается 2 минуты.

Учащиеся рассказывают свои формулировки правила. Учитель подытоживает работу. Правило звучит так: На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме слов исключения: уж, замуж, невтерпеж.
Правило повторяется хором. Слова исключения записываются в тетрадь.
Перед практическим применением правила учитель зачитывает стихотворение О. Соболевой. Это стихотворение – своеобразная инструкция по новой теме.

Вот как надо поступать.
Чтобы правильно писать:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь все точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Так в конце он засияет,
Что кому-то “пять” поставят.

IV. Тренировочные упражнения на компьютере

– Ребята, русская пословица нам говорит: “Учить – ум точить”. Сейчас для закрепления правила мы пересядем за компьютеры.

На экран компьютера выведены тексты упражнений.

Задание к первому упражнению: вставить на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и прокомментировать свой выбор.

I

Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.

Проверка по цепочке вслух.

Задание ко второму упражнению: вставить вместо точек, где нужно, мягкий знак. Это упражнение будете выполнять самостоятельно в течение 5 минут.

II

Без пословицы реч… не молвится. Уж… с давних пор существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и выразительности речи.
“Сам не знаеш.., где найдеш…, где потеряеш..”, “сытый голодному не товарищ…”, “ ищещ… вчерашний день, а он уж… прошел”, “лож… света боится”, “матушка-рож… кормит всех сплош…”, “видом хорош…, а на дело не гож…”.
Пословица рассказывает о добре и смелости, подскажет, как лучше поступить.
Да, красна реч… пословицей.

Проверка самостоятельной работы осуществляется через графопроектор. Отдельные учащиеся, кто раньше других выполнил задание, оцениваются индивидуально.

– Так как сегодня на нашем уроке звучит много пословиц и поговорок русского народа, давайте каждый вспомнит свою любимую пословицу и расскажет ее классу. (Опрашиваются отдельные ученики. Происходит смена динамических поз).

V. Буквенный диктант

Учитель диктует слова, а учащиеся на компьютере записывают “Ь”, если Ь есть на конце произносимого слова, или “_”, если его нет на конце слова.

Наотмашь, уж, сплошь, прочь, настежь, вскачь, невтерпеж, навзничь, замуж.

Работа проверяется самостоятельно через графопроектор. Затем учитель просит поднять руку тех учащихся, кто выполнил задание без ошибок, затем тех, кто допустил не более 2 ошибок и т.д. (осуществляется обратная связь на уроке).

VI. Зарядка для глаз

В течение 1–2 минут выполняется любой комплекс зарядки для глаз.

VII. Самостоятельная работа

Каждому ученику раздается карточка с самопроверкой (с разными уровневыми заданиями). После выполнения задания школьник самостоятельно проверяет свой ответ и ставит себе оценку. На доске предложены критерии оценивания. Отдельные работы проверяются учителем. Обратная связь осуществляется через поднятие руки.

Карточка № 1

Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.

Карточка № 2

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Юноша лег навзнич…, подставив обветре(н,нн)ое лицо под дождь. 2. Двери комнаты были открыты настеж…. 3. Всадник наотмаш… ударил рукой лошадь по крупу, и она бросилась вскач…, назад. 4. Обе собаки разом подн…лись, с лаем ринулись проч…. от коня и и(с, з)чезли в темноте.

Карточка № 3

Задание: перепишите, вставляя в предложение нужное по смыслу слово.

1. На этот раз лошадей погнали ……2. Родион … отбросил все сомнения, приободрился. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть …. 4. Тяжело распахнулась …. железная дверь.

Слова для справок: вскач…, сплош…, напроч…, невмоч….

VIII. Работа с учебником

По окончании выполнения предыдущего задания ребята пересаживаются за обычные рабочие столы. Самостоятельно устно выполняет задание указанного упражнения (стр. 105, упр. 238). Проверка: слова читаются по цепочке, комментируется постановка Ь после шипящих.

Помощ…, стеречь…, горяч…, спряч…, много туч…, съежиш..ся, дремуч…, пустош.., съеш.ьте, шалаш….

– “Повторенье – мать ученья” – говорится в пословице. Нам следует еще раз вспомнить правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. (Отвечает один ученик).

IX. Работа с сигнальными картами

Учащиеся берут сигнальные карты “Ь”, “ – ”. Учитель диктует слова, учащиеся показывают ту или иную сигнальную карту.

Плющ, нож, из-за туч, много рощ, прочь, настежь, сплошь, удивляешь, выжечь, точь-в-точь, пригож, хорош, замуж.

Если допускаются учащимися ошибки, то они исправляются и комментируются сразу.

X. Творческая работа

– Сегодня на уроке мы вспомнили много пословиц, в которых заключена мудрость нашего народа. А сейчас вам предстоит за 4 минуты самостоятельно вспомнить и записать в тетрадь 2 пословицы, в которых есть слова с Ь на конце, или пословицы, в которых встречаются наречия.

Желающие по окончании работы зачитывают пословицы всему классу.

* Если осталось мало времени до конца урока, это задание дается на дом.

Домашнее задание: параграф 49, правило учить, упр. 239 письм.

XI. Подведение итогов урока

– Ребята, с каким правилом мы познакомились на уроке? Назовите еще раз слова-исключения. Как пословицы и поговорки помогли вам в изучении нового правила?

Звучит русская народная песня “Лучина”.