Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.

И я считаю, что наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Прежде чем приступить к работе над проектной деятельностью, я изучила методику метода проекта, комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, и пришла к выводу, что проблема обучения проектированию актуальна, т.к. Деятельность учащихся. направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение «Моя школа», «Моя страна» «Мой город» и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Рассмотрим этот алгоритм работы. Возьмём тему: «Россия на первый взгляд». Так как тема очень объёмная, разбиваем её на несколько подтем :

I этап. Начинание или целеполагание, подготовка.

Деятельность учащихся.
  1. Выявляют проблемы.
  2. Обсуждают задание.
  3. Уточняют информацию.
Деятельность учителя.
  1. Объясняет цели проекта,
  2. мотивирует уч-ся,
  3. наблюдает.

II этап. Планирование.

Деятельность учащихся. Формируют задачи.

Уточняют информацию.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Деятельность учителя. Помогает.

Наблюдает.

III этап. Принятие решения (Исследование. Выбор методов проверки принятых решений.)

Деятельность учащихся. Работают с информацией.

Выполняют исследования.

Деятельность учителя. Наблюдает.

Консультирует.

IV этап. Выполнение.

Деятельность учащихся. Оформляют проект.

Выполняют исследование.

Работают над проектом.

Деятельность учителя. Направляет процесс , если это необходимо.

Наблюдает.

V этап. Оценка результатов.

Деятельность учащихся. Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.
Деятельность учителя. Направляет процесс, если это необходимо.

Наблюдает.

VI этап. Защита проекта.

Деятельность учащихся. Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Деятельность учителя. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.

После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом, высказываний и т.д.) учащиеся отправляют в свою «копилку» необходимую информацию.

При организации работы над коллективным проектом выбирается консультант для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это прежде всего коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности.

Конечно, обучение методом проекта с одной стороны сложно оценить работу, т.к. оценивается не объём освоенной информации, а её применение в деятельности для достижения цели, поэтому я составила алгоритм оценивания работы.

Алгоритм оценивания проекта.

Процесс проектирования
  Интеллектуальная активность Творчество Практическая деятельность Умение работать в группе Объём разработок и количество предлагаемых решений
Само-

оценка

         
Оценка учащихся по группе          
Оценка защиты.
  Оформление Представление Ответы на вопросы учителя Ответы на вопросы ученика.
Учащиеся по классу        
Учитель        

Применяя метод проекта увидела, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.

Результат мы можем увидеть и на «малоуспешных» учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребёнка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо поддерживать.

Так как любой процесс должен быть логичным и последовательным, иметь результат, напрашивается вывод, что если у ребёнка не формируются в полном объёме навыки творческого подхода к работе, коммуникативные способности, познавательная мотивация, то этот ученик не будет достаточно самостоятельным в дальнейшей проектной работе, поэтому я подхожу к формированию проектных умений дифференцированно по уровням сложности: базовый уровень, продвинутый, высший. Следовательно, эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки, стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания. И так Проект – это пять «П».

Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация. Щестое «П» - его «Портфолио».

Так в чём же феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему? Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.