Тема урока: "Вычитание вида 48–30, 48–3"

Разделы: Начальная школа


Тема:”ВЫЧИТАНИЕ ВИДА 48 -30, 48-3 ”

ЦЕЛИ:

  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • научить вычитать из двузначного числа круглое число;
  • из двузначного числа однозначное;
  • закрепить умение решать задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • чувство любви к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • сигнальные карточки,
  • перфокарты,
  • карточки с примерами,
  • наглядные пособия,
  • полоски с кружочками, мел, доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы будем готовиться к полёту в космос. Наша подготовка будет успешной, если мы выполним главную задачу урока:

Научимся вычитать из двузначного числа однозначное и из двузначного числа круглое число.

Совсем недавно,12 апреля, мы отмечали День космонавтики. Это день, когда человек впервые поднялся в космос. И если мы пройдём все этапы, хорошо подготовимся, то эта ракета унесёт нас в космос

Итак, теперь мы с вами экипаж, который должен хорошо подготовиться. А готовиться мы будем по плану:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Устный счёт.
  3. Решение примеров.
  4. Решение задач.

II. Проверка домашнего задания.

Первое, что мы должны сделать это проверить наши скафандры, ведь мы не сможем обойтись без них. У кого в домашнем задании не будет допущено ни одной ошибки, у того скафандр в порядке.

с. 127 № 37

Назовите пример, в ответе которого получилось однозначное число.

Назовите пример, в ответе которого получилось двузначное число.

Назовите пример, в ответе которого получилось круглое число.

Какие числа мы называем однозначными?

Чем отличаются двузначные числа от однозначных?

Сегодня на уроке мы будем работать с однозначными и двузначными числами.

А теперь возьмите листочки которые лежат у вас на уголке парты, мы будем называть их пультами, и поставьте оценку за первое задание. Если у вас нет ошибок, т. е. ваши скафандры в полном порядке, то вы ставите 5. Если есть одна две ошибки – 4. Но вы должны исправить ошибки, т. е. привести скафандр в порядок. Поднимите руки те, у кого скафандры готовы к полету.

Молодцы!!!

III. Устный счет.

Скафандры готовы, но часто полету в космос мешает облачная погода.

Но мы сможем разогнать облака, если будем считать быстро и правильно. На небе облака, мы их разгоним, если к каждому облаку вернётся его капелька. К каждому примеру мы подберем ответ.

(Я показываю пример, а дети читают его, называя компоненты и ответ.)

Скажите, что мы повторяли решая данный пример? (Ответы детей).

8+8 9
19-10 16
7+7 6
12-6 14
5+6 11
8+4 8
14-6 12

Возьмите пульты, поставьте оценки. Если вы работали активно – 5, если же не работали - ---.

IV. Новая тема.

Итак, скафандры готовы, как разогнать облака мы знаем. Но это не самое главное.

Самое главное это умение составить план путешествия, а это можно сделать научившись хорошо решать примеры: 42-2, 42-20.

Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы решать подобные примеры?

(Представить в виде суммы разрядных слагаемых.)

Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

88=
94=
52=
34=
18=

Молодцы!

Ну, а теперь посмотрим на доску. Прочитайте пример 43-20.

Нужно выйти к доске и изобразить число 43 с помощью полосок.

(43-это 4 дес. и 3 ед. . Я возьму 4 полоски, на каждой из которых по 10 кружочков, и ещё одну полоску, на которой 3 кружочка.)

Запишем, что мы продемонстрировали:

43-20= (40 + 3) – 20 =

Прочитайте пример, который получился.

Как удобно вычитать ?

(Ответы детей.)

Итак, давайте вместе составим план решения таких примеров.

Что мы делали в первую очередь?

(Заменяем уменьшаемое суммой разрядных слагаемых.)

Получается пример.

(Из суммы чисел вычесть число.)

Как удобно решать?

(Мне удобно из десятков вычитать десятки, из единиц – единицы.)

План решения:

1. Заменю……
2. Получился пример…….
3. Мне удобно…….

Решение примеров у доски.

36 -2 =
36 – 20 =

Давайте ещё раз повторим, каким планом нужно пользоваться, чтобы решать подобные примеры.

IV. Физминутка.

Прежде, чем мы приступим к решению примеров по плану, мы отдохнём.

Представьте, что мы с вами прилетели на новую планету. Осмотрелись по сторонам, осторожно ступили на землю, идём на носочках. Под ногами твёрдая почва – мы идём более уверенно. И, вдруг, мы увидели оленя. Вспомним физминутку про оленя.

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по полю бежит
В дверь к нему стучится
Тук- тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, Заяц заходи
Лапу мне давай!

V. Закрепление.

1. Мы хорошо отдохнули, и теперь будем выполнять очень важное задание. Возьмите в руки перфокарты. Вы видите на карточке три варианта примеров. Если вы выбираете I. В-оценка “3”, II. В, – оценка “4”, III. В. – оценка “5”. Посмотрите внимательно на карточку и выберите, какой вариант вы будете выполнять. Поднимите руку. кто выбрал III. В,

Решая примеры помните, что тот, кто правильно выполнит задание, сможет составлять карту путешествий.

Проверка.

Встаньте те, кто решал примеры III. В. Я показываю карточку с ответом, вы проверяете. Если ошибка – садитесь, исправляете. У кого нет ни одной ошибки вы смело ставите оценку “5”. (Также проверяются и другие варианты.)

Молодцы те ребята, которые справились с заданием без ошибок.

А теперь скажите, каким планом вы пользовались при решении данных примеров (повторяем алгоритм).

2 Итак наша подготовка близится к концу, но у нас ещё есть задание. Мы будем решать задачу. По краткой записи составим текст задачи.

Что значит на 20 меньше?

Какое действие нужно выполнить?

(Работа с сигнальными карточками)

Проверка: 1-н ученик решает на закрытой доске.

VI. Подведение итогов.

Возьмите в руки пульты, выставите оценки за решение задачи. Посмотрите внимательно на доску. У нас в плане стоит цифра 5-ть, а рядом ничего не написано. Как вы думаете, за что ещё мы должны поставить себе оценку? (За ведение тетради).

Выставите себе оценки за ведение тетради.

А теперь посчитайте сколько всего баллов вы заработали?

От 23 до 25 баллов – 5

От 19 до 22 баллов – 4

А остальным нужно позаниматься чтобы получить 4 или 5.

Домашнее задание.

Дома вы будете решать подобные примеры.

Итак наше занятие подошло к концу, а путешествие в космосе мы продолжим на других уроках.