Конспект урока во 2-м классе по теме: "Танцы, танцы, танцы…"

Разделы: Музыка


Цель урока: Закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют.

Задачи урока:

  1. сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке; закрепление исполнительских и пластических навыков; формировать и развивать певческие навыки;
  2. развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление, внимание, память.
  3. воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Музыкальный материал: фрагменты произведений И. Штраус “Сказки Венского леса”, М. Глинка “Детская полька”, “Камаринская” (рус. нар. мелодия)

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Актуализация ранее полученных знаний.

III. Основной этап урока.

а) беседа;

б) слушание и анализ музыкального произведения;

в) пластическое интонирование;

г) игра “Дирижер”.

IV. Обобщение.

V. Вокально-хоровая работа.

VI. Итог.

Ход урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Актуализация ранее полученных знаний

  • Мы знаем, что существуют три “кита” или три основных жанра, которые помогают понять музыку. Назовите их?
  • Что характерно для марша? Как будем двигаться в соответствии с его характером?
  • Где можно его услышать – в каких жизненных ситуациях?
  • Инструменты какой группы будут исполнять марш? Почему?
  • А чем отличается танец от марша – почему они относятся к разным жанрам?
  • Где мы можем услышать танцевальную музыку, увидеть исполнение танца?
  • Когда, на ваш взгляд, этот жанр музыки появился – в XIX, XX или XXI веке? Почему?
  • Когда и почему люди танцуют – в каких жизненных ситуациях?
  • Верно, в минуты радости и веселья, чтоб отдохнуть самим и доставить радость другим людям.

III. Основной этап урока.

а) беседа:

  • Сегодня на уроке мы продолжим тему “Танцы, танцы, танцы…”, будем сравнивать их, выделяя сходные и различные черты.
  • Почему тема звучит именно так: “Танцы, танцы, танцы…”, а не “Танцы”. Почему ставим многоточие?
  • Да, их очень много. А какие названия танцев известны вам?
  • Отчего зависит это огромное многообразие танцевальной музыки?
  • С какими двумя танцами мы познакомились на прошлом уроке?

б) слушание и анализ музыкального произведения:

  • Сейчас вы услышите фрагменты двух произведений. Определите название и отличительные черты каждого танца.
  • Как вы узнали, что первым прозвучал вальс, а не какой-то другой танец?
  • Почему здесь возникает желание танцевать, плавно кружась, а не маршировать? Исполните этот танец ударами кулачков друг о друга.
  • Верно, благодаря трёхдольному ритму, создается ощущение плавного кружения: раз-два-три….
  • Как это движение можно показать, нарисовав в виде линии – графически? (Сначала в воздухе, затем на доске )

Раз - два – три

  • Какой цветовой фон подходит к характеру танца? (Розовый, голубой, белый) Почему? (Т.к. характер нежный, ласковый)
  • Где этот танец исполнялся первоначально, на ваш взгляд?
  • Итак, это прозвучал вальс. Что же мы называем вальсом?
  • Правильно, это бальный танец, который возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии.
  • А теперь внимательно послушайте следующий танец – польку.
  • Чем этот танец отличается от вальса? Приготовьте кулачки и “простучите” его ритмический рисунок.
  • Можем ли мы здесь плавно кружиться? Почему?
  • Здесь другой ритм – двухдольный: раз-два…
  • Какие танцевальные движения хочется делать под эту музыку? (Подскоки, маленькие прыжки, острые и резкие движения).
  • Как это можно показать графически – в виде линии? (Сначала в воздухе, затем на доске)

Раз - два

  • Какой цветовой фон сюда больше подойдет? (Желтый, оранжевый). Почему? (Т.к. характер озорной, игривы,. радостный).
  • Где этот танец исполнялся первоначально? (Деревенский, сельский танец чешского народа).
  • - Так какой же танец мы называем полькой? (Это деревенский, сельский танец чешского народа, для которого характерны подскоки, маленькие прыжки, озорной игривый характер).
  • Итак, чем отличаются эти два танца – вальс и полька? А что их объединяет?

в) пластическое интонирование:

  • Сейчас вы услышите новый для вас танец. Послушайте и покажите в своих движениях, как вы чувствуете этот танец? (Плясовые движения в быстром темпе)

г) игра “Дирижер”

  • Представим, что каждый из вас сейчас дирижер.
  • Каким дирижерским жестом вы покажите характер этого произведения?
  • Как это движение можно показать, нарисовав в виде линии – графически? (Дети показывают на доске)
  • Прослушав это произведение, вы почему-то не делаете тех же движений, что в польке и вальсе… Прежде чем ответить на этот вопрос, приготовьте кулачки и “простучите” ритмический рисунок при повторном прослушивании. (Учитель показывает на доске )

Раз – и - два – и

  • Какой цветовой фон подойдет к характеру этого танца?(яркие и сочные цвета) Почему? (Радостная, плясовая).
  • Как вы думаете, кем и где этот танец исполняется? (Рус. нар. танец)
  • Эта русская народная плясовая быстрого, увлекательного движения называется – камаринская.

IV. Обобщение

  • C какими тремя танцами мы познакомились? (Вальс, полька, камаринская).
  • Чем отличаются друг от друга эти танцы?
  • У каждого из них есть свои отличительные черты, но все они относятся к одному жанру.
  • Итак, в каких жизненных ситуациях люди разных времен и народов танцуют?
  • Почему? С чем это связано?
  • Совершенно верно, люди танцуют в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставляют радость другим.

V. Вокально-хоровая работа.

  • Мы слушали фрагменты марша, различных танцев. Может быть марш танцевальным?
  • А может быть песня танцевальной? Какую песню с танцевальным ритмом мы с вами уже разучили? (“Любимый папа” Ю.Энтин /Д.Тухманов)

- Послушайте вступление песни. Какие танцевальные движения вам хочется делать здесь? (Джазовые движения в остром ритме)

  • Завершить урок хотелось бы этой песней.

VI. Итог.

Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

  • Спасибо вам за активную работу, внимание и доброе отношение. Было приятно с вами сегодня работать.
  • Урок окончен. Всего вам доброго. До свидания.