Элективный курс: "Комбинаторика. Основы теории вероятностей"

Разделы: Математика


Элективный курс “Комбинаторика. Основы теории вероятностей” выполняет одну из главных функций современного образования: показывает связь теоретической математики с жизнью. Учащиеся узнают об очевидной универсальности вероятностно-статистических законов, которые широко применяются в современной химии, физике, биологии, социально-экономических науках, военном деле и т. д.

Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать жизненные задачи: выбор наилучшего из возможных вариантов, оценка степени риска, шансов на успех и др. Кроме того, он рассчитан на развитие самостоятельности, умения работать в команде, толерантности, реализации межпредметных компетенций, умения работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.

Данный элективный курс предназначен для широкого круга учащихся вне зависимости от выбранного профиля обучения, так как способствует повышению навыков соотнесения вероятного и достоверного, справедливости и несправедливости в играх и других реальных жизненных ситуациях. На стадии предпрофильной подготовки он повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.

Общий объем курса составляет 17 часов.

Логическим продолжением данного курса является элективный курс “Математическая статистика”.

Цели и задачи курса

Основной целью курса является формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений.

В задачи курса входит:

  • получение знаний о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
  • овладение умениями решать задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией;
  • умение определять связь теории вероятностей с практическими потребностями.

Содержание курса

Комбинаторика

  1. Исторические комбинаторные задачи.
  2. Комбинации трех элементов.
  3. Правило умножения.
  4. Перестановки и размещения.

Случайные события

  1. События и их классификация.
  2. Вероятность событий.
  3. Решение вероятностных задач.
  4. Геометрическая вероятность.
  5. Тактика игр.
  6. Относительная частота и закон больших чисел.

Чтение и составления таблиц и диаграмм.

Методы преподавания

Основные методы преподавания – это использование метода проектов, технологии проблемного обучения , информационных технологий, технологии развития критического мышления, витагенного обучения.

Формы организации учебных занятий

На занятиях предполагается использование всех форм активного обучения: игры, учебные исследования, опрос общественного мнения, проведение опытов, интерактивные занятия.

Формы контроля

Предполагается использование текущего, тематического и итогового контроля.

Текущий контроль проводится в форме собеседования с учащимися по решению практических задач, рецензированию творческих работ.

Тематический контроль предполагает проверку выполнения тестовых заданий.

Итоговый контроль происходит в форме защиты проекта и презентации личных достижения (портфолио) учащихся, полученных в результате образовательной деятельности.

Целесообразность использования портфолио в качестве альтернативной системы оценки связана с тем, что данный курс является элективным, т. е. выбирается учащимися по их желанию и с учетом собственных интересов.

Обязательные работы, входящие в портфолио учащегося:

  • самостоятельно решенные задачи;
  • тестовые работы;
  • творческая работа либо реферат по данной теме;
  • практическая работа;
  • проект;
  • сочинение-отзыв о данном курсе.

Литература

  1. В. Е. Гмурман Теория вероятностей и математическая статистика. М. , Высшая школа, 1977г.
  2. Б. В. Гнеденко Курс теории вероятностей. М. , Наука, 1988г.
  3. Е. А. Бунимович, В. А. Булычев Вероятность и статистика 5-9. М. , Дрофа, 2002г.
  4. М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова Элементы статистики и вероятность. М. , Просвещение, 2005г.
  5. Г. В. Дорофеев Математика 5. М. , Просвещение, 2005г.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема Кол-во часов Дата

Комбинаторика (6 часов)

1 Исторические комбинаторные задачи. Задача Дирихле. Для чего нужна комбинаторика. 1 8. 09

(7. 09)

2 Комбинации трех элементов. Перебор возможных вариантов. Таблица вариантов. Дерево возможностей. 2 15,22. 09

(14,21)

3 Правило умножения. Многоэтажные эксперименты. 1 29. 09

(28. 09)

4 Перестановки. Задачи с перестановками. Размещения. Тест. 2 6,13. 10

(5,12. 09)

Случайные события (8 часов)

5 События. Возможные, невозможные и равновозможные события. Совместные и несовместные события. 1 20. 10

(19. 01)

6 Вероятность событий. Вероятностная шкала. 1 27. 10

(26. 10)

7 Решение вероятностных задач. 1 10. 11

(9. 11)

8 Геометрическая вероятность. Тест. 1 17. 11

(16. 11)

9 Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры. 1 24. 11

(23. 11)

10 Относительная частота и закон больших чисел. 2 1,8. 12

(30. 11, 7. 12)

11 Исследовательская работа. 1 15. 12

(14. 12)

11 Чтение и составление таблиц и диаграмм. Опрос общественного мнения. 1 22. 12

(21. 12)

12 Проект “Опрос общественного мнения”.

Защита проекта.

1 12. 01

(11. 01)

13 Итоговое занятие. 1 19. 01

(18. 01)