Роль поисково-краеведческой работы в патриотическом воспитании

Разделы: История и обществознание


Основная задача патриотического воспитания – это формирование и развитие личности, обладающий качествами гражданина – патриота своего Отечества, способной выполнять гражданский долг как в мирное так и в военное время.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал “Первых лет уроки”. Родной край и населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшие через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, об его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родне. Изучение истории родного края способствует понимание правовой и оценке истории своей страны и всего мира. Наиболее значима и целесообразно для патриотического воспитания школьное краеведение, которое включает в себя: работу школьного музея, краеведческие конференции, туризм, встречи с интересными людьми, поисково-исследовательскую работу учащихся и учителей.

Школьный краеведческий музей расширяет и углубляет знания учащихся. Наш школьный краеведческий музей образован в 1956 году по инициативе учителей школы. Здесь собран богатый материал об истории наслега, о жителях села, учителя, выпускниках школы. Музей имеет 4 зала: этнографический, история наслега, боевые, трудовые традиции, история школы, эффективность использования школьного музея в обучении определяется разнообразием форм и методов музейной работы:

  • экскурсионная работа
  • проведение уроков в музее,
  • подготовка докладов и сообщений учащихся
  • изучение отдельных экспонатов
  • сбор материалов, воспоминаний, экспонатов
  • проведение Дня науки в школе.

Особенно учащимся понравились уроки: “История моего села”, “Герои Гражданской войны”, “Мамонтовая фауна Якутии”, “Участие моих земляков в Великой Отечественной войне” и т.д. Учащиеся принимали участие в научно-практической конференции с докладами; “Суруксут Николай Рыкунов”, “Моя родословная”, “Братья Петровы – отважные воины”, “Судьба моей семьи в судьбе моей Родины”, “Мои родственники на полях Великой Отечественной войны”.

2005-й год – год 60-летия Победы Великой Отечественной войны. С целью увековечивания в памяти поколений героический подвиг каждого участника в этой страшной войне класс провел поисково-краеведческую работу. Ребята собирали воспоминания, фотографии, материалы о своих родственниках – участниках войны. Были собраны материалы школьного музея, газетные статьи, семейные архивы, Книги памяти.

Для сбора воспоминаний составили анкеты:

  1. ФИО. Год и место рождения
  2. Состав семьи
  3. Когда и в каком возрасте призван в Армию
  4. На каких фронтах воевал, в каких войсках, в каком звании
  5. Имеются ли награды, какие, за что
  6. С кем из земляков воевал
  7. Время заполнения анкеты.

В ходе этой работы ребята узнали, сколько всего воинов было призвано. Выяснили, что целые семейные династии отважно сражались на полях войны. По собранным материалам учащиеся сделали вывод, что почти каждую семью затронула эта беда. Многие были ранены, некоторые воины пропали без вести, прошли через муки фашистского плена.

В заключении провели классный час “Мои родственники – на полях Великой Отечественной войны”.

По итогам собранных материалов каждый ученик написал доклад о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, о ветеранах тыла. С докладами учащиеся приняли участие в научно-практической краеведческой конференции. Доклад “Братья Петровы – отважные воины” - стал финалистом Республиканской НПК, в рамках движения “Мое Отечество”.

По итогам собранных материалов каждый ученик написал доклад о родственниках – участниках ВОВ, о ветеранах тыла с докладами учащиеся приняли участие.