Учебно-методический комплекс по теме: "Азот — жизненно важный элемент"

Разделы: Химия


Тема: Азот – жизненно важный элемент.

Цели:

  1. Формирование целостного мировосприятия человека.
  2. Человек как часть биосферы.
  3. Формирование знаний об Азоте, как большом элементе и его свойствах.
  4. Развитие логического, образного мышления.

Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

I этап урока – использование медия-лекции

II этап урока – для закрепления знаний используем тренинг: выполнение упражнений решение задач

III этап урока – для проверки полученных знаний используем интерактивный тест

ПЛАН УРОКА

Этапы урока

1. Изучение нового материала

Медиа-лекция

1. Азот в космосе.
2. Азот в атмосфере.
3. Азот на земле.
4. Содержание Азота в живом веществе.
5. Использование Азота человеком.

- История использования.
- Форма использования.
- Проблемы экологического характера.

6. Строение атома Азота.
7. Азот простое вещество.
8. Новые пути использования Азота.

2. Закрепление

Принцип:

1. Выполнение упражнений.
2. Решение задач.

3. Контроль

Интерактивный тест.
Само и взаимоконтроль с использованием ИКТ.

4. Рефлексия

Что приобрел?
Для меня было открытие то, что…
Что на ваш взгляд удалось?

Азот – элемент V группы главной подгруппы периодической системы химический элементов Д.И. Менделеева. Азот является достаточно распространенным элементом в космосе, по современным данным азот занимает пятое место по распространенности во вселенной: у каждых 100000 атомов 15 является атомами азота. Космологи считают азот в числе первых появившихся во вселенной элементов.

В солнечной системе Азот достаточно распространен. Например, на дальних планетах Нептуне и Плутоне атмосфера состоит из Азота и Аммиака. Азот является планетарным элементом. По распространенности на земле, Азот находится всего-навсего в конце второго десятка элементов. В земной коре 0,04 %, в атмосфере 78 %.

Азот является составной частью важнейших органических веществ: белков и нуклеиновых кислот. В построении живого вещества он играет важнейшую роль. Азот задействован в биотическом круговороте. Особые бактерии (азотобактерии), которые живут в клубеньках на корнях бобовых растений (клевера, гороха) связывают свободный атмосферный Азот, то есть превращают его в соединения, которые усваивают растения, образуя бельки своего организма. Азот живого вещества при гниении превращают его в Азот почвы в виде NO3 -1 , NO2 -1 , NO, NH4+1 а Азот почвы разлагается бактериями – превращается в Азот воздуха.

Человек стал использовать Азот в свободном состоянии совсем недавно.

  1. Создание красителей.
  2. Для синтеза Аммиака.
  3. Для производства NO3.
  4. Для наполнения электрических ламп.
  5. Для получения минеральных удобрений.
  6. В технике низких температуры.
  7. Для создания инертных сред.
  8. Для производства пороха и взрывчатых веществ.
  9. Синтетические полимеры (капрон, неорганический каучук).
  10. Нейтриды металлов (Титана, Циркония, Молибдена).

Проблемы экологического характера:

- обогащение почвы нитратами;
- насыщение овощей нитратами;
- канцерогенный характер NO2.

Строение атома Азота.

Элемент Азот N первый представитель главной подгруппы V группы периодической системы.

Возможные степени окисления.

-3

NH3

Li3N Mg3N2

+5

N2O5

HNO3 NaNO3

+4

NO2

s

+3

N2O3

HNO2 NaNo2

+2

NO

+1

N2O

Азот простое вещество.

В любом состоянии Азот существует в виде молекулы N2. В этой в этой молекуле два атома Азота связаны очень простой Тройной ковалентной связью. Эту связь можно обозначить и так: N = N

Физические свойства Азота. Газ без цвета и вкуса. Прочность молекулы Азота обусловлена его химической инертностью.

Химические свойства азота.

Новые пути использования Азота.

- Выбрать более близкий к природе путь через органические соединения: навоз, композ.

Тренинг.

1. В таблице 1 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы пятой группы периодической системы Д.И. Менделеева. Найдите, запишите, и назовите символы химических элементов в порядке уменьшения неметаллических свойств.

33 As 7 N
15 P
83 BI 51 Sb

2. В таблице 2 записаны формулы веществ содержащих Азот. Покажите подряд и назовите вещества в порядке увеличения степени окисления Азота в них.

NO KNO3
NHO2 NH3
N2 NO2

3. Перед вами пересекающие понятия, отображающие с помощью круговых схем. Круг 1 обозначает понятия “Реакции характеризующие свойства Азота”, круг 2 – обратимые реакции.

Подберите уравнения химических реакций для заполнения первого и второго кругов и области пересечения. Укажите условия проведения записанных реакций. Определите при каких условиях в реакциях из области пересечения равновесия может быть смещено вправо.

4. Составьте предложение, относящиеся к теме “Круговорот Азота в природе”, которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании. Примечание: можно изменить падеж слов и использовать другие слова.

А) Атмосфера, почва, органические соединения.

Б) Растения, бактерии, органические соединения.

В) Растительная пища, животная пища, человек

Г) Гроза, почва,

5. Представьте, что корнях всех растений на Земле живут клубеньковые бактерии. Какие отрасли химической промышленности при этом становятся лишними?

6. Какой объем оксида углерода (II) при Н.У. можно получить при взаимодействии 15 литров Азота с кислородом, если выход оксида Азота (2) составляет 20% от теоретически возможного.

Интерактивный тест.

I вариант.

1. Число нейтронов а атоме Азота.

А) 8 Б)9 В)15 Г)22

2. Атом, какого элемента содержит три электронных слоя на наружном слое, которого пять электронов.

А) Углерод. Б) Фосфор. В) Азот. Г) Бор.

3. Азот имеет степень окисления +4 в соединении.

А) Азот. Б) Оксид Азота (II). В) Оксид азота (IV). Г) Азотная кислота.

4. Какой вид химической связи в молекуле Азота?

А) Ионная. Б) Ковалентная полярная. В) Ковалентная неполярная. Г) металлическая.

5. Укажите условия смещения химического равновесия реакции окисления оксида Азота (II) в оксид Азота (IV).

А) Повышение давления. Б) Понижение давления. В) Повышение концентрации оксида Азота. Г) Понижение концентрации оксида Азота.

6. Что означает слово Азот в переводе с древнегреческого?

А) Жизнеутверждающий. Б) Безжизненный. В) Образующий селитру. Г) “Мифический воздух”.

7. Что участвует в фиксации атмосферного Азота?

А) Клубеньки с микроорганизмами. Б) Вода. В) Пенициллин. Г) Известняки.

8. Максимальная степень окисления Азота в соединении.

А) Азот . Б) Оксид азота (II). В)Оксид Азота (IV). Г) Азотная кислота.

9. Наибольший радиус у атома.

А) Кислорода. Б) Серы. В) Азота. Г) Мышьяка.

10. Какой объем оксида Азота (IV) образуется при окислении 4,48 л. оксида Азота (II)?

А) 4,48 Б) 2,24 В) 44,8 Г) 67,2

Интерактивный тест.

II вариант.

1. Число нейтронов в атоме Азота.

А) 7 Б) 5 В) 4 Г) 2

2. Атом какого элемента содержит два электронных слоя и на наружном слое которого пять электронов.

А) Фосфор. Б) Углерод. В) Азот. Г) Бор.

3. Азот имеет степень окисления +5 в соединении.

А) Азотная кислота. Б) Оксид Азота (II). В) Оксид Азота (IV). г) Азот.

4. Минимальная степень окисления Азота в соединении.

А) Азотная кислота. Б) Аммиак. В) Азот. Г) Оксид Азота (IV).

5. Из перечисленных химических элементов наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает.

А) Сера. Б) Фосфор. В) Углерод. Г) Водород.

6. Наименьший радиус у атома.

А) Углерод. Б) Сера. В) Азот. Г) Водород.

7. Азотистой кислоте соответствует оксид.

А) Оксид Азота (IV). Б) Оксид Азота (II). В) Оксид Азота (III). Г) Оксид серы.

8. Самая сильная из кислот.

А) Ортофосфорная. Б) Азотная. В) Серная. Г) Хлороводородная.

9. Какому ученому обязан Азот своим названием.

А) Лавуазье. Б) Ломоносову. В) Менделееву. Г) Бутлерову.

10. Какой объем аммиака образуется при синтезе из 6,72 л. водорода?

А) 4,48 Б) 22,4 В) 67,2 Г) 44,8