Урок — деловая игра в 6-м классе по теме: "Опорная система позвоночных животных"

Разделы: Биология


Тема урока: Опорная система позвоночных животных.

Цели урока:

Обучающая

расширить представление учащихся об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных животных.

Развивающая

продолжить развитие у учащихся умение самостоятельно делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников.

Воспитывающая

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим.

Задачи:

  1. Раскрыть основные функции скелета и его основные части.
  2. Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.
  3. Используя раздаточный материал изучить строение кости.
  4. Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.
  5. Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.

Оборудование: рисунки позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), таблицы “Внутреннее строение кости”, “Типы соединения костей”, модели скелета лягушки, птицы, кошки, скелет человека, 2 пробирки, держатель, спиртовка, соляная кислота, крупная кость рыбы.

Тип урока: урок – деловая игра.

Подготовительный этап:

  • Учитель заранее сообщает, что следующий урок пройдет в форме игры, поэтому учащимся необходимо разделиться на 5 групп.
  • Заранее подготовить задания для каждой лаборатории.
  • Подготовить оборудование к уроку.
  • Подготовить научных консультантов из числа старшеклассников.

Организация урока:

Класс имитирует работу специалистов научно-исследовательского института.

  1. Класс делится на группы “лаборатории”, каждая из которых получает свое задание.
  2. В каждой лаборатории присутствует главный научный сотрудник – ученики старших классов.
  3. Лаборатория № 1 – изучает строение и функции скелета.
  4. Лаборатория № 2 – изучает состав и свойства костей.
  5. Лаборатория № 3 – изучает строение костей.
  6. Лаборатория № 4 – изучает типы соединения костей.
  7. “Мозговой центр” – обобщает полученную информацию, делает выводы.

Перед началом урока учащиеся занимают свое место в определенной лаборатории.

Учитель начинает урок: на прошлом уроке мы рассмотрели скелет беспозвоночных животных, а сегодня мы с вами познакомимся со скелетом позвоночных животных.

Тема нашего урока: Опорная система позвоночных животных. Тему урока учащиеся записывают в тетрадь. Учитель обращает внимание на доску где написано, что учащиеся должны знать и уметь.

Что необходимо

знать

1. функции скелета
2. основные отделы внутреннего скелета позвоночных животных
3.способы соединения костей образующих скелет

уметь

1. самостоятельно определять свойства костной ткани
2. доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета животных

Для того чтобы достичь поставленной цели вы, как научные работники должны плодотворно сегодня потрудиться. Перед вами лежат персональные задания, которые вам предстоит выполнить.

Лаборатория № 1

Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных.

1. Используя учебник страницы 92, 93 выясните, какие функции выполняет скелет.

2. Сделайте вывод в виде схемы.

3. Прочитайте в учебнике страницу 94, и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.

4. Сделайте вывод в виде схемы.

Лаборатория № 2

Цель: изучить состав и свойства костей.

1. Проведите опыт:

- закрепите пробирку в держателе,

- поместите кость в пробирку,

- нагрейте пробирку на спиртовке.

2. Используя знания из курса природоведения, сделайте вывод, какие вещества сгорают и слышен запах паленого, а какие остаются в виде золы.

3. Составьте схему.

4. У вас в лотке лежит бедренная кость птицы, попробуйте ее согнуть.

5. Сделайте вывод, какими свойствами обладают кости.

После отчета о проделанной работе лаборатории №2, учитель может продемонстрировать еще один опыт, показывающий химический состав кости.

1. Возьмем крупную кость рыбы (ребро) и поместим в пробирку с соляной кислотой,

2. С помощью пинцета вынимаем кость из пробирки и промываем в стакане с водой.

3. Берем кость и завязываем ее в узел, т.к. кость стала эластичной.

Какие вещества обеспечивают эластичность кости?

Лаборатория № 3

Цель: изучить строение кости.

1. Выясните, какие виды соединительной ткани образуют скелет.

2. Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость.

3. Сделайте вывод в виде схем.

Лаборатория № 4

Цель: изучить типы соединения костей.

1. Исмпользуя рисунок страница 95 учебника, выясните, как соединены кости между собой.

2. Какое это имеет значение?

3. Сделайте вывод в виде схемы.

Лаборатория № 5

Цель: изучить, какие отделы образуют скелет позвоночных животных.

1. Прочитайте в учебнике страница 93, какие отделы образуют скелет позвоночных животных?

2. Сделайте соответствующие выводы в виде схемы.

3. Используя предложенные рисунки (скелет рыбы, лягушки, черепахи), выясните, все ли позвоночные имеют внутренний скелет?

4. Используя предложенные рисунки (акула, щука, обыкновенная лисица, сова сплюшка, электрический скат), выясните, все ли позвоночные имеют костный скелет?

5. На ранних стадиях развития все позвоночные имеют хрящевой скелет. О чем это говорит?

6. Прослушав сообщения сотрудников лабораторий, определите, какой скелет имеет больше преимуществ: внутренний или наружный. Обоснуйте свое мнение.

На выполнение заданий отводится 7 минут.

Учащиеся приступают к выполнению полученных заданий, при этом делают выводы и составляют блок-схемы, которые затем будут вынесены на доску и записаны в тетради.

После проделанной работы, сотрудники лабораторий делают отчет, обосновывая свою точку зрения, и выносят результаты работы на доску.

Учитель еще раз обращает внимание на доску где написано, что необходимо знать и уметь по окончанию урока, выставляет оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: прочитайте учебник на стр. 93–94, устно выполните задание рубрики “Выберите правильный ответ”.