Интеграция предмета биологии с традициями еврейского народа

Разделы: Биология


Цель курса:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе как важной составной части содержания образования в целом,
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры.

Цель темы: Формировать представление учащихся о классе рыбы как представителей типа хордовых подтипа позвоночные.

Цель урока: Формировать представление учащихся о классе рыбы как представителей типа хордовых подтипа позвоночные через формирование представлений о процессе размножения и развития класса рыб.

Задачи:

  • обучающая. Сформировать представление учащихся о процессе размножения и развития класса рыб.
  • развивающая. Развивать коммуникативные умения (монологическую речь учащихся).
  • развивающая. Развивать абстрактное мышление и словесно-логическую память через работу с понятиями, терминами и схемами.
  • воспитательная. Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры. Знакомство с особенностями национальной культурой.

Ход урока

Организация начала урока

На доске записана тема: Размножение и развитие класса рыбы.

Учитель: Вспомним место класса рыб в систематике животного мира (Карл Линней).

Учащиеся:

Царство: животные

Подцарство: многоклеточные

Тип: хордовые

Подтип: позвоночные (черепные)

Класс: рыбы

Актуализация знаний. Проверка Д\З

Учитель: Используя свои знания, полученные на предыдущих уроках зоологии по теме: Класс рыбы, мы проведем письменную проверку Д\З.

Всем выданы тестовые карточки, которые необходимо заполнить в течение 5 минут.

Затем по ключу на доске вы сможете провести взаимопроверку. Отметки я выставлю позже и объявлю на следующем уроке.

(Учащиеся отвечают на задания теста на листочках-карточках.

Затем проводят взаимопроверку определяя только правильность ответов по ключу на доске.)

Учитель: Какую из представленных систем мы с вами не изучали подробно?

Учащиеся: Половая система.

Учитель: Какая функция этой системы в организме рыб?

Учащиеся: Воспроизведение потомства.

Учитель: Кто сможет показать на схеме внутреннего строения рыбы половые органы.

Один ученик у доски. Отметка.

Учитель: Существует утверждение, что большинство рыб раздельнополые животные.

Как это можно доказать?

Учащиеся: наличие у самца семенников со сперматозоидами – молоки и у самок наличие яичников, в которых созревают яйцеклетки – икра.

Учитель: Итак, построим схему по нашему ответу в тетради.

  • (Учитель на доске выстраивает схему)

половая система

f: воспроизведение потомства

Учитель: Почему у сперматозоидов такое название – молоки?

Учащиеся: Т.к. цвет молочно-белый.

Итог актуализации знаний

Учитель: Все ли отражено в схеме правильно?

Итак, о чем свидетельствует наличие половой системы у организма?

Учащиеся: Наличие половой системы у организма свидетельствует о способности к размножению

Новая тема.

Учитель: И сегодня на уроке мы будем изучать процесс размножения и развития рыб.

Как называют процесс слияния 2 половых клеток (гамет)

Учащиеся: Слияние 2 половых клеток (гамет) называют оплодотворением

Учитель: Как же происходит оплодотворение у рыб?!

Существует несколько способов оплодотворения у рыб:

Наружное оплодотворение Внутреннее оплодотворение
Самка выметывает икру,

Самец поливает икру молоками

Икринка оплодотворяется внутри самки во время спаривания особей, далее икринка развивается в личинку в яйцеводах самки, что приводит к:
живорождение
яйцеживорождение

Пример гуппи, меченосцы.

Такое сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют – нерест. (термин на доску)

(Учащиеся записывают в тетрадь это определение.)

Учитель: Сейчас вы посмотрите научный фильм о жизни рыб. И ответите на вопросы:

  1. Какое продемонстрировано оплодотворение рыб голубая окары в фильме?
  2. В чем выражается сложное инстинктивное поведение рыб в фильме?

Демонстрация фильма (5 минут, кассета “Мир Животных”, конец )

Учащиеся после просмотра фильма:

  1. В данном фрагменте продемонстрировано наружное оплодотворение, т.к. …
  2. Ухаживание, выбор места для нереста, забота о потомстве.

Учитель: Рыбы могут нереститься: на камнях, на растениях, делать норки, подвешивает икринки в толще воды.

Нерест может происходить 1 раз в год в холодных широтах, 1 раз в жизни – лосось или круглый год в теплых широтах.

Какие благоприятные условия окружающей среды необходимы рыбам для нереста?

Учащиеся: Температура, кислород, соленость, состав субстракта для нереста.

Учитель: Как еще может выражаться сложное инстинктивное поведение рыб?!

Беседа по учебнику.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на стр.126, §42. Прочитайте пункт: “Нерест рыб” (вслух).

Итак, сложность поведения…

Учащиеся: Рыбы могут передвигаться во время нереста на большие расстояния.

Учитель: Такие перемещения рыб называются миграция.(термин на доску, запись в тетрадь). Миграция может быть различной:

- связанной с кормом,

- связанной с изменением условий обитания на неблагоприятных,

- связанные с нерестом.

Учитель: Какие миграции бывают связанные с нерестом?

(Работа по учебнику стр. 126, рис. 179 миграция угря. Разбирается карта миграции. )

Учитель: Многие рыбы во время миграции погибают от неблагоприятных условий, браконьеров и т.п.

Существуют 3 группы рыб по месту нереста:

жилые проходные полупроходные
Нерест там же где и живут На нерест мигрируют из морей в реки или из рек в моря Рыбы мигрируют в устья рек из морей – озер (Каспийское, Аральское)

(Термины на доску)

Учитель: В фильме голубые окары откладываю 500 икринок, колюшка 60-70 (стр.128, рис.181). А треска до 10 млн. икринок. Все ли икринки оплодотворяются?

Учащиеся: Нет не все, многие погибают.

Учитель: С чем связано различное число икринок у разных рыб?

Учащиеся: Те рыбы, у которых малое количество икринок наверняка заботиться о потомстве.

Учитель: Не только другие рыбы и неблагоприятные условия среды оказывают влияние на численность рыб, но и деятельность человека рыболовство, сбор икры и т.п. В пищу идет все.

Но посмотрим, что происходит с теми икринками, которым повезло больше и они выжили. На доске карточки с этапами развития рыб. Кто попытается расставить их в нужном порядке.

Учащийся один у доски: (остальные учащиеся записывают в тетради)

Учитель: Чем личинка отличается от малька?

Учащиеся: Личинка живет, выйдя из оболочки, за счет остатков питательных веществ икринки – желточный мешок.

Малек питается водорослями, дафниями и выглядит как взрослая особь.

Кашрут

Учитель: Традиционно рыбы в истории еврейского народа имеет очень важное значение. Она как символ плодовитости народа. Во время многих праздников рыба на столе занимает главенствующее положение, например в Рош-Ашана (новый год), как знак мудрости и смелом стремлении к лучшему.

В кашруте (это свод правил еврейской кухни) сказано, что в пищу пригодна только та рыба, у которой есть плавники и тело покрыто чешуей.

Каждому из вас розданы листовки, где перечислены кашерные и некашерные морские животные и даны 2 рецепта самых знаменитых еврейских блюд. Может кто-то из вас захочет это сварить самостоятельно или научит варить родных.

(В процессе беседы комментарии учащихся по данной теме)

Закрепление

Учитель: Итак, повторим: Что такое нерест?

Как выражается сложное инстинктивное поведение во время нереста?

Каких рыб называют проходные?

Какие виды оплодотворения мы знаем?

За счет чего питается личинка?

Д\З

Запишите Дом. Задание. Выучить наизусть термин “нерест”, знать способы оплодотворения рыб, знать каких рыб называют проходными, знать составляющие половой системы. Подготовить доклады по разнообразию рыб (акулы).

Итог.

Учитель совместно с учащимися формулирует выводы: Итак, мы сегодня на уроке узнали:

  1. Строение половой системы класса рыб
  2. Разобрали 2 способа оплодотворения класса рыб: наружное, внутреннее.
  3. Узнали, что нерест это – сложное инстинктивное поведение рыб во время периода размножения.
  4. Узнали, что нерест сопровождается миграцией рыб и таких рыб называют проходными или полупроходными.
  5. Узнали, что рыбы могут проявлять заботу о потомстве как в фильме голубые окары.
  6. Узнали, чем личинка рыбы отличается от малька рыбы.
  7. Поговорили о кашруте употребления рыб.

Приложение 1

Приложение 2