Тема урока: "Операторы графики в языке QBASIC. Решение "Баскетбольной задачи"

Разделы: Информатика


Цели:

  • повторить операторы графики;
  • познакомиться с понятием анимация;
  • решить “Баскетбольную задачу”
  • способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за собственную и коллективную учебную деятельность.

План занятия

  1. Повторение материала.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.

На доске написано понятие анимации, изображен общий чертеж для решения задачи (карточка 3 группы без координат).

Класс разделен на три группы по уровню сложности. Посадка группами.

1. Повторение материала

Язык графики, является составной частью языков программирования. Существуют специальные операторы для рисования основных объектов, таких как линия, окружность, точка.

- Давайте вспомним, какие это операторы? (Учащиеся называют операторы с описанием, что и как они делают)

2. Актуализация знаний

Очень хорошо. Вы назвали все операторы которые мы изучали на уроках, но используя их, мы можем нарисовать рисунок, который будет “стоять” на экране (статичный), гораздо интереснее, когда рисунок движется по экрану (динамичный).

3. Объяснение нового материала

Существенным отличием экрана компьютера от листа бумаги является то, что электронный рисунок можно оживить, привести в движение.

Для этого нам не потребуется никаких дополнительных операторов, достаточно перейти от постоянных к переменным.

Если действовать по обычному принципу мультипликации: стереть – нарисовать с достаточно большой частотой (более 25 кадров в секунду), можно создать иллюзию непрерывного движения, т.е. выполнить анимацию рисунка.

Для улучшения качества изображения и устранения мерцания желательно после рисования объекта зафиксировать его на экране короткой паузой. Это можно сделать с помощью операторов SLEEP или FOR … NEXT.

Таким образом, выстраивается следующая схема создания анимационных программ:

  1. стереть прежнее изображение;
  2. вычислить координаты нового изображения;
  3. нарисовать новое изображение;
  4. задержать;
  5. повторить, начиная с 1 пункта.

4. Практическая работа

На сегодняшнем уроке мы с вами будем решать так называемую “Баскетбольную задачу”.

Однажды юный математик, который был большим любителем баскетбола, увлекся следующей задачей: нарисовать на экране полет баскетбольного мяча с последующим попаданием его в корзину и отскоком от пола.

Как известно, тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе, уравнение которой дает квадратичная функция: y = ax2 + bx + c.

Если мяч должен пройти через точки с координатами (0, 400), (300, 100), (600, 400), то, подставляя эти значения вместо x, y, получим систему трех уравнений первой степени:

Решая систему, последовательно исключая неизвестные, находим: a=0.003, b=-2, c=400.

В результате получено уравнение: y = 0,003x2 - 2x + 400.

А сейчас я предлагаю вам внимательно ознакомиться с вашими чертежами, разобрать в группе как же построить представленный объект и когда вы будете готовы пройти за машины и начать работу. Если в процессе работы будут возникать какие-либо вопросы, поднимайте руку.

Начинайте работать.

Класс поделен на три группы, по уровню знаний учащихся.

Первая группа (слабая) рисует баскетбольное кольцо и пол (карточка 1)

Вторая группа (средняя) рисует отскок мяча после попадания в корзину (прямолинейное движение) (карточка 2)

Третья группа (сильная) рассчитывает координаты полета мяча по параболе и рисует летящий в кольцо мяч (карточка 3)

Время работы за компьютерами 15 – 18 минут.

5. Подведение итогов

Один из учеников или учитель собирают все три изображения в единую программу. После запуска на экране представлено полное решение поставленной “Баскетбольной задачи” (по параболе летит мяч, попадает в кольцо, падает и прыгает).

Объединяем рисунки.

Посмотрите, какую программу мы с вами составили. Посмотрите на лица соседей. Вы улыбаетесь, вы довольны. Мне бы хотелось, чтобы с такими же улыбками вы всегда приходили на урок физкультуры и играли в баскетбол.

Вот и закончилось наше занятие. Мы справились с поставленной задачей. Особенно хотелось бы отметить работу ….

6. Домашняя работа:

  • 1 группа – задание второй группы.
  • 2 группа – задание третьей группы.
  • 3 группа – прыгает за мячом и ловит его баскетболист.

Всем спасибо. До свидания.

Тема: Adobe Photoshop. Коллаж.

Цель:

  • повторить основные приемы выделения объектов;
  • познакомиться с понятием коллаж;
  • создать коллаж “Магаданский эдем”

План занятия.

  1. Повторение материала.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.

Вы знаете, что компьютер можно рассматривать как универсальную машину для обработки информации. В своей работе компьютер использует большое количество различных языков это и язык музыки, и язык математики, и физики, и языки программирования.

- А какой язык программирования вы изучаете на уроках?

Язык графики, является составной частью языков программирования. Существуют специальные операторы для рисования основных объектов, таких как линия, окружность, точка.

Используя возможности языка программирования, мы можем нарисовать практически любой рисунок, но это будет очень трудоемкая, кропотливая работа. Гораздо быстрее нарисовать изображения можно, используя специальные программы, – графические редакторы.

- Какие графические редакторы вы знаете?

Итак, Adobe Photoshop. Вы уже сталкивались с этой программой и умеете собирать изображения из различных элементов, находящихся в одном файле. Давайте вспомним, как это делается?

Повторение материала

Инструменты выделения

- Область – служит для создания прямоугольных или овальных областей выделения.

- Лассо

  • обычное лассо позволяет выделять фрагменты произвольной формы;
  • многоугольное лассо выделяет фрагменты произвольной формы, ограниченные прямыми линиями;
  • магнитное лассо выделяет фрагменты произвольной формы “притягивая” линию выделения к границам выделяемого объекта.

- Волшебная палочка – выделяет участки изображения на основе сходства цвета прилегающих друг к другу пикселов.

Основные действия с выделенными объектами:

  • перемещение
  • копирование
  • искажение, наклон, отображение.

Замечательно, все помнят. Итак, надо ….

Актуализация знаний

Конечно, хорошо, когда все необходимые элементы для создания изображения собраны в одном файле, но гораздо чаще на практике мы сталкиваемся с другой ситуацией. Например: посмотрите две фотографии “Море (район трех монахов)” и “Медведь, плывущий по морю”. Как вы думаете, можем ли мы совместить эти два изображения таким образом, чтобы получился медведь, плывущий по морю в районе трех монахов? Конечно можно. И Adobe Photoshop нам в этом поможет, сегодня именно этим мы и займемся, а если говорить грамотно, то сегодня мы познакомимся с таким понятием как КОЛЛАЖ.

Объяснение нового материала

У каждого на рабочем столе имеется папка “Коллажи”. Откройте ее и посмотрите представленные там коллажи, подумайте, что такое коллаж?

Смотрят, предлагают свои определения.

Коллаж – пожалуй, одна из самых популярных и распространенных техник. Ну а уж WEB дизайн в основном на коллаже и базируется. Из-за своих грандиозных композиционных возможностей он намного опережает другие виды изображений.

Благодаря компьютерным графическим пакетам техника коллажа достигла необычайных высот. Появилось даже такое понятие как динамический коллаж. Это ни что иное, как теле заставки, фрагменты рекламных роликов и еще масса примеров.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 1

Коллаж

Французское collage, буквально - наклеивание

Слайд 2

Технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллажом также называется произведение, целиком выполненное этим приемом.

Слайд 3

Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности и сочетания разнородных материалов.

Как формальный эксперимент коллаж был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.)

Приложение

Практическая работа

Представьте себе, что вы получили заказ от администрации Магаданской области на создание открытки “Животный мир Магаданской области”, в которой вас попросили показать на фоне моря некоторых представителей фауны области. Материалы предоставил заказчик. Они хранятся С:\Магадан\Море, С:\Магадан\Животные. Инструкция для выполнения работы у вас на столе. Приступайте.

Подведение итогов

Вы все выполнили работу. Давайте посмотрим, какие открытки у вас получились (по очереди выводятся открытки на доску, выбираются лучшие).

Сегодня на занятии мы с вами сделали довольно “грубый” коллаж. У нас достаточно четко прослеживаются все границы, видно какие картинки совмещены. На следующем занятии мы научимся сглаживать границы, и наши открытки будут “как настоящие”.

 Приложение