Тема урока: "Обмен веществ"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • Сформулировать и расширить знания о видах обмена веществ и энергии.
  • Научить школьников различать составляющие обмена веществ (ассимиляция и диссимиляция) и доказать, что эти процессы протекают параллельно.
  • Выявить этапы обмена веществ и его роль в жизнедеятельности. Повторить строение и функции органических веществ.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос)

2. Изучение нового материала (объяснение учителя)

а) Объяснение понятия обмена веществ.

Учитель сравнивает процесс обмена веществ в организме с круговоротом веществ в природе. В тетрадь записываются определения:

  • обмен веществ,
  • пластический обмен,
  • энергетический обмен,
  • гомеостаз.

Объяснения учителя сопровождаются построением опорно-логической схемы на доске (Схема 1). Данную схему можно показать, используя ТСО.

Схема 1

б) Классификация видов обмена веществ по агрегатному состоянию.

Учитель просит вспомнить школьников, какими веществами может обмениваться организм с окружающей средой и на основе ответов учащихся составляется классификация:

1. Обмен газов.
2. Обмен воды и водных растворов.
3. Обмен органических веществ, включающих в себя белки, жиры, углеводы.

Более подробно вспоминают обмен органических веществ, опираясь на графическое изображение материала. Схему 2 учитель может заполнять вместе с учащимися, при этом школьники вспоминают строение органических веществ и их функции.

Схема 2

Обмен органических веществ

в) Выявление взаимосвязи органических веществ с использованием схемы 3:

Схема 3

Учащиеся, опираясь на свои предыдущие знания, используя схему, предложенную учителем, делают вывод о наличии взаимосвязи между органическими веществами в организме.
Перед учащимися ставится цель повторить строение и значение ферментов, АТФ.
После работы со схемой учащимися под руководством педагога суммируются знания об обмене веществ.

3. Закрепление знаний

Учитель предлагает ученикам объяснить схему обмена веществ с учетом приобретенных на уроке знаний.

1. Высокомолекулярные органические вещества (белки, жиры, углеводы).
2. Низкомолекулярные вещества (аминокислоты, жирные кислоты, глицерин, моносахариды).
3. АТФ.

4. Подведение итогов урока