Интегрированный урок развития речи и ИЗО по теме: "Письмо". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательные:
    • продолжить знакомство с особенностями текста письма;
    • повторить структуру и стилистические особенности, обогатить этикетный словарь учащихся;
    • формировать умение писать письма;
    • ознакомить с историей возникновения письменности;
    • усилить интегрированные связи с материалами уроков литературного чтения, ИЗО.
  • Развивающие:
    • развивать письменную речь учащихся, творческое мышление, память, воображение, ум, эрудицию;
    • развивать эпистолярный опыт младших школьников;
    • развивать умение находить в рисунке, значках, символах скрытый текст.
  • Воспитательные:
    • воспитание культуры письменного общения;
    • показать значение переписки в жизни людей;
    • прививать интерес к эпистолярному жанру;
    • воспитывать умение понимать ближнего.

Оборудование:

  • Презентация;
  • модели узелкового письма, глиняной дощечки и берестяной грамоты;
  • варианты писем, конвертов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Чем мы будем заниматься, вы определите сами.

Ученик: (читает по учебнику “В океане света”, 4 класс)

“Любезный приятель!
Наконец решился предпринять тот труд, который давно уже был у меня на уме, и который вам с толикою нетерпеливостью видеть хотелось, а именно, сочинить историю моей жизни, или описать всё то, что случилось со мною во всё течение моей жизни.
… расскажу я теперь один случай и происшествие…”

Учитель: Какой жанр использовал Андрей Болотов, чтобы рассказать историю своей жизни? Дополнив следующее предложение, вы это определите.

Учитель: Благодаря письму потомкам, мы смогли узнать о жизни крупнейшего учёного, художника, писателя, актёра XVIII–XIX вв. Андрея Болотова, который стоял у истоков детской литературы.

– Какое значение имеют письма в жизни людей?

Дети:

– Средство общения.
– Источник изучения эпохи, обычаев жизни людей.
– Средство выражения, уважения, любви, внимания.

III. История письма.

Учитель: Давайте вспомним о том, что русское письмо имеет свою историю. Оно возникло более 1000 лет назад. А письменность возникла ещё раньше.
Известный русский поэт Иван Бунин, подчёркивая огромное значение развития письменности, писал:

Ученик:

“Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат – лишь письмена…”

Учитель: Итак, современный человек умеет писать и использует письмо в различных сферах. У него есть замечательный материал – бумага, на которой можно разместить любую информацию для кого угодно. Чтобы такую информацию правильно воспринимали, мы должны быть культурно грамотными.

IV. Актуализация знаний.

Учитель: Почему возникло письмо?

Дети: Потому что людям было необходимо общаться на расстоянии.

Учитель: Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Почему?

Дети отвечают.

Учитель: Сегодня на уроке продолжим учиться писать письма. Вы сами попробуете написать письмо.

V. Виды и структура письма.

Учитель: Обсудим особенности написания письма. Что обозначают понятия “адресат”, “отправитель”?

– Какие же бывают письма?

Дети поясняют, что значит “деловое и частное” письмо.

Учитель: Давайте познакомимся с правилами переписки. Как вы думаете, почему это важно?

Дети отвечают.

Учитель: Сегодня у каждого из вас будет возможность написать письмо. Кому бы вы хотели написать?

Письма пишут разные:
Слёзные, полезные,
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные.

(К.Симонов)

Учитель: Чтобы письмо не было бесполезным, нужно уметь правильно и последовательно излагать свои мысли. Послушайте два письма, и мы с вами разберём, какие ошибки допустили те, кто их писал.

– Какие ошибки в письме вы заметили?

Дети:

– Несоответствующее обращение.
– Несоблюдение официальности в изложении фактов.
– Обращение к лицу, в компетенцию которого не входит розыск собаки.
– Фамильярность в подписи.
– Отсутствие даты отправления письма.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Света не найдёт Шарика из-за отсутствия умения писать письма.

Учитель: Послушайте второе письмо. Какие ошибки в этом письме вы нашли?

Дети:

– Несоответствующее обращение.
– Официальный тон частного письма.

Учитель: Прежде, чем сесть писать письмо, нужно подумать, кому вы будете писать это письмо, и в зависимости от этого писать его в дружеском, деловом и официальном тоне. В зависимости от того, с какой целью пишутся письма, они бывают:

– Мы можем сделать вывод, что письма бывают разные. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

Учитель: Хорошее письмо не только рассказывает о чём-нибудь, но и передаёт мысли, чувства, говорит об интересах, увлечениях. Содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.

VI. Оформление письма.

– Письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листы маленького размера, иногда больше, но украшены рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.

– Знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе?

– С левого края бумаги оставляют свободное поле. Такие же поля оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется “сплошняком”. В нём выделяется обращение, подпись, может быть много красных строк.

VII. Самостоятельная работа.

Сейчас вам предоставляется возможность написать письмо:

– президенту;
–  главному герою литературного произведения;
– другу.

Орфографическая подготовка:

– Какие предложения встретятся в письме?
– Какие знаки поставите в конце предложения?
– О написании каких слов хотите спросить?

Написание писем. По окончании зачитываются 2–3 письма.

VIII. Знакомство с правилами оформления конверта.

Ученик:

Письмо само
Никуда не пойдёт.
Но в ящик его отпусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт,
Тысячи вёрст пути.

(С.Я.  Маршак)

Учитель: Как правильно подписать конверт? Расскажите, какой путь проделает письмо, пока дойдёт до адресата?

– Конверт также можно оформить красиво. Конечно, в продаже уже есть готовые. (Демонстрация различных конвертов.) Но можно и самому придумать трафарет и с его помощью нанести рисунок на конверт.

Дети выполняют работу.

– Письма – это путешественники, а всем путешественникам нужны проездные билеты. Для письма – это марка. Марку придумали в Англии около 150 лет назад. И по сей день она необходима конверту.

IX. Итог.

– Вот и готово наше письмо к отправке. Ребята, вы знаете, что письма могут даже изменить жизнь человека. Как и произошло со Львом Кассилем. Они помогли ему стать писателем.

Ученик: Приехав в столицу учиться в МГУ на физико-математический факультет, он бродил по городу, знакомился с достопримечательностями и свои впечатления выражал в письмах к брату. Письма были столь содержательными и эмоциональными, что брат отнёс их в редакцию, и они были опубликованы в газете под заголовком “Письма из Москвы”. Это окрылило Льва Кассиля. Он всерьёз занялся литературным творчеством, за который удостоен государственной премии. Его книги переведены на иностранные языки. По его книгам сняты фильмы.

Учитель:

– Какие тексты мы учились составлять?
– Кому и куда можно писать письма?
– К какому жанру относится написание письма?
– Какие правила написания письма запомнили?
– В каких письмах нужно соблюдать официальный тон?
– Как ещё в нашем современном мире техники и компьютеризации можно отправить письмо?

Дети:

– SMS;
– электронная почта;
– Интернет.

Учитель: Всё же, какое письмо будет теплее, дороже, роднее?

Дети: Написанное на бумаге.

Учитель: В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза был утверждён праздник – Неделя письма. В этом году он отмечается 30-й раз. Это праздник не только почтальонов, но и всех людей – взрослых и детей.

Приложение



Слайд № 1.









Слайд № 2.
(из словаря И.С.Ожегова)
















Слайд № 3.








Слайд № 4.
Слайд № 5.
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Слайд № 12.
Слайд № 13.
Слайд № 14.







Слайд № 15.



Слайд № 16.

Слайд № 17.















Слайд № 18.













Слайд № 19.







Слайд № 20.
Слайд № 21.
Слайд № 22.








Слайд № 23.



Слайд № 24.




















Слайд № 26.













Слайд № 29








Слайд № 27.
Слайд № 28.
































Слайд № 30.