Организация творческой деятельности учащихся

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Источник развития ученика – специально организованное обучение, в котором осуществляется творческая деятельность по самостоятельному открытию научных закономерностей, законов, способов решения задач, модели, воплощающих в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. “Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке”, - писал в свое время Л. С. Выготский.

Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

Творческая деятельность в начальной школе организована через программу “Творчество”. Это аналитический этап, который является подготовительным для реализации дальнейшей программы на II и III ступени обучения. Организуя творческую деятельность педагоги нашей школы самосовершенствуются. Ученики и педагоги создают свои творческие продукты. В системе организованная совместная творческая деятельность педагогов и учащихся дает положительный результат. В результате работы выявлены следующие показатели для учителей, работающих творчески:

  • участвует в экспериментальной работе школы;
  • преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
  • свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
  • уважает личность ученика;
  • дифференцирует объем и сложность заданий;
  • побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
  • учитель развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
  • педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Организация творческой деятельности учащихся

Подготовительный этап (1, 2, 3 классы)

Подготовительный этап является промежуточным, но наиболее значимым в системе работы школы. В ходе него отслеживаются уровни творческого самопроявления личности ребенка.

В первом классе ребенок адаптируется к условиям школы, включается в познавательную деятельность, но знания его отрывочны, отсутствует понимание внутренней

логики изучаемого материала, испытывает затруднение при переносе теоретического материала в практическую деятельность.

Поэтому задачи педагогов следующие.

  1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
  2. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
  3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

Данные задачи учителя решают через уроки, включая задания на развитие логического мышления, памяти, воображения, а также через внеурочную деятельность. Нами выделены наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности:

  • предметные недели
  • олимпиады
  • день “погружения” в предмет
  • конкурсы (на лучшее сочинение, сборник задач, страница учебника)
  • интеллектуальные игры
  • проведение праздников
  • постановка спектаклей, опер, водевилей, музыкальных сказок
  • фестивали песни
  • конкурсы танцев
  • выставки творчества (рисунков, поделок, совместно с родителями “осенние мотивы”, “зимний букет”, “зимние фантазии”, к 8 марта и 23 февраля)

Уровни творческого самопроявления ребенка на конец 1-2 класса.

  1. В процессе выполнения действий ученик ориентируется на предложенный учителем алгоритм.
  2. Ученик распознает учебную информацию.
  3. Пробует себя в публичном выступлении перед классом.
  4. Переносит теоретический материал в практическую деятельность при помощи учителя.
  5. Проявляет интерес и активное отношение к учению.
  6. Осуществляет рефлексивные действия с помощью учителя.

Уровни творческого самопроявления ребенка на конец 3 класса.

  1. Ученик при помощи учителя вносит коррективы в предлагаемую схему, опираясь на анализ известных ему способов деятельности.
  2. Ученик распознает учебную информацию, может ее описать, дать готовое определение.
  3. Овладевает новыми способами и приемами действий учебно-познавательной деятельности.
  4. Учится прогнозировать результат, осуществляет рефлексивные действия по алгоритму учителя.
  5. Ученик проявляет заинтересованность в новых видах работы, получает удовлетворение от самого процесса творческой деятельности.
  6. Осознает себя как личность, развивается потребность в уважении, признании, самоосуществлении.

Уровни творческого самопроявления ребенка на конец 4 класса.

  1. Ученик самостоятельно строит новый способ действия, осознает его принципы, сходства и различия с ранее известными способами.
  2. Ученик способен выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий.
  3. Ученик самостоятельно формулирует познавательные цели, которые выходят за пределы требований программы.
  4. Ученик самостоятельно оценивает и обсновывает свои возможности, прогнозирует результат.
  5. Получает удовлетворение от процесса творческой деятельности, осознает себя как носитель общечеловеческой ценности и культуры.
  6. Активно включается в систему коммуникаций и взаимодействий.

Ниже дана методика проведения эвристических олимпиад, дня “погружения” в предмет, предметной недели.

Олимпиады (эвристические).

Место проведения: школа.

Цель: создание условий, обеспечивающих повышение интереса к предмету, выявление уровня творческих и интеллектуальных, способностей учащихся, формировать потребности и мотивы всестороннего развития как личной ценности, учить детей работать с нестандартными заданиям и рефлексировать свою деятельность.

Содержание составляют задания различной степени трудности, разработанные для учащихся каждой возрастной группы.

Методика проведения: олимпиады проводятся по параллелям в 2 тура. В 1-м туре участвуют все учащиеся. Во 2-м туре – победители 1-го тура.

Каждому учащемуся предлагаются индивидуальные листы с содержанием и формулировкой задания и указанием максимального количества баллов за выполненную работу. Время выполнения – 40 минут.

Результативность: по итогам проведенных олимпиад выявлены победители , награждены медалями и дипломами за 1-3 места.

Победители школьных олимпиад участвуют в городских, областных и международных олимпиадах.

Результаты позволяют провести анализ деятельности каждого ученика, выявить способности к изучению предметов, определить умение работать в нестандартных ситуациях, проявлять свою оригинальность и самобытность, в связи с полученными данными скорректировать работу учителя.

Анализ деятельности учащихся оформляется в виде таблиц, графиков, что позволяет прослеживать динамику их развития на протяжении обучения в начальной школе.

Предметная неделя по математике. День “погружения” в математику.

Место проведения: школа.

Цель: создание условий, обеспечивающих повышение интереса к математике, выявление уровня математических способностей учащихся.

Содержание включает разноуровневые задания алгебраического, арифметического, геометрического характера, соответствующие возрастным категориям учащихся.

Методика проведения “дня погружения” в математику.

Заранее каждый учитель готовит задания по математическим темам: “Нумерация”, “Действия с именованными числами”, “Решение уравнений”, “Решение задач повышенной трудности” и др. Каждый учащийся должен выполнить задания по всем предложенным темам, путешествуя по городу “Великих математиков”, где учитель выполняет свои роли – графини Нумерации, сеньора Арифметика, королева Величина и др.

В день “погружения” в математику все уроки проводятся по данному предмету. День начинается с линейки, на которой каждый класс получает путевой лист. В путевом листе отмечается результат выполнения задания.

Время проведения – в течении 4-х уроков с переменами. Методика проведения недели по математике. Неделя проводится в два этапа: 1-й этап- методическая неделя для учителей, включающая проведение открытого урока и взаимопосещение уроков; 2-й этап – для учащихся. На каждый день определен план работы: детям для выполнения предлагаются задания различного содержания.

Положение о проведении Творческого дня в 4 классе

Положение о проведении творческого дня в 4 классах начальной школы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов”

1.Общие положения.

Проведение творческого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития активного, самостоятельного творческого мышления младших школьников с целью преемственности начальной школы и второй и третьей ступени обучения; приобщает родителей к проблемам детей. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях; предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности; создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

2. Типы ученических творческих работ.

Ученические творческие работы могут быть представлены по следующим номинациям:

Художественные произведения

  • Живопись
  • Музыка
  • Песня
  • Танец
  • Вышивка
  • Фотография
  • Композиция
  • Выставка

Техническое произведение

  • Поделка
  • Макет
  • Модель

Исследование

  • Опыты
  • Эксперимент

Сочинение

  • Загадки и скороговорки
  • Небылицы
  • Стихи
  • Сказки
  • Рассказы
  • Задачи

Зрелищное произведение

  • Сценка
  • Спектакль
  • Показательные выступления

Педагогическое произведение

  • Творческое учебное задание к уроку
  • Составленный кроссворд
  • Фрагмент урока

3. Формы проведения творческого дня

Форма проведения выбирается классным руководителем и воспитателем. В этот день приглашаются родители, учителя-предметники, все желающие. Присутствующие могут задавать вопросы, давать свою оценку, высказывать суждения.

4. Подведение итогов.

Итоги творческого дня подводятся по таким параметрам, как степень творчества, оригинальность, личный вклад, новизна, практическая польза. По итогам дня составляется итоговая таблица. Победители в каждой номинации награждаются грамотами школы.

Итоговая таблица

Класс ________________

Фамилия, имя учащегося  

 

Номинация

 

 

 

Параметры оценки

(по десятибалльной шкале)

Общая оценка
Степень творчества Оригинальность Практическая польза Личный вклад Новизна
               

5. Сроки проведения.

Творческий день проводится один раз в год в третьей четверти.

Модель проведения творческого дня

1.Изучение интересов учащихся.

2.Анкетирование родителей.

3.Анкетирование учащихся.

4.Изучение анкет классным руководителем.

5.Заполнение листа “Изучение интересов учащихся”.

6.Составление плана проведения творческого дня.

7.Оформление творческих работ совместно с родителями, учителями, воспитателями.

8.Проведение творческого дня согласно положению.

9.Подведение итогов (рефлексия учащихся, отзывы присутствующих родителей, учителей), оформление творческих работ.

Лист изучения детей начальной школы для организации творческой работы с учащимися

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка _____________________________

В школе проводится творческий день _ февраля в _час. Как Вы считаете, в какой номинации может участвовать Ваш ребенок? Укажите предмет и форму участия.

Примерные формы:

  1. Исследование /эксперимент, серия опытов/
  2. Сочинение /стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты/
  3. Художественное произведение /живопись, графика, музыка, песня, танец; вышивка, танец, фотография, композиция, выставка/
  4. Техническое произведение /поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа/
  5. Зрелищное произведение /концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование/

Ваши предложения:_____________________________________________________

В какой номинации будет участвовать Ваш ребенок? _________________________

Рефлексия

Рефлексия предполагается на этапе подведения итогов творческого дня. Она нацелена на выявление отношения учащихся к своим достижениям. Она дает осмысление затруднений и пути их преодоления у учащихся в ходе подготовки и проведения творческого дня. Предполагает получение обратной связи от одноклассников и педагогов.

Примерные вопросы для учащихся:

  1. Каковы мои главные результаты участия в творческом дне? Что я понял, чему научился?
  2. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  3. Как я готовился к творческому дню, какими способами? Что я чувствовал при этом?
  4. Каковы были основные трудности, и как я их преодолевал?
  5. Замечания и предложения по проведению творческого дня и подготовке к нему (себе, учителям, товарищам по классу).

Показатели творческого самопроявления учителя

Инновационный потенциал педагогического коллектива начальной школы достаточно высокий.

Учителя школы обобщают педагогический опыт в различных формах:

  • рефераты
  • творческие отчеты
  • индивидуальные творческие проекты
  • школьный банк педагогических инноваций
  • городской банк педагогических инноваций
  • методические сборники
  • методические выставки
  • тезисы

Литература

  1. Бершадский М.Е., В.В. Гузеев “Дидактические и психологические основания образовательной технологии”, Москва, Центр “Педагогический поиск”, 2003 год
  2. Кукушкин В.С. “Современные педагогические технологии”, Ростов–на–Дону, “Феникс”, 2003 год
  3. Лысенко Л.Н. Мотивационный контроль в управлении образовательного учреждения, ВИРО
  4. Методическая работа в школе: организация и управление, изд. второе, Москва, 1991 год
  5. Немова Н.В. Системный анализ урока// Практика административной работы в школе.- 2004.-№ 7.
  6. Никодимова Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения, Вологда, 2004 год
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед вузов и системы повышения пед.кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002
  8. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь, Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2000 год
  9. Сластенин В.А. “Педагогика”, Москва, Академа, 2002 год
  10. Хуторской А.В. “Практикум по дидактике и современным методикам обучения”, СПб.: Изд. дом “Питер”, 2004
  11. Хуторской А.В. “Развитие одаренности школьников”, Москва, Владос, 2000
  12. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.-Москва, 1993
  13. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПБ., 1999г