Развитие у младших школьников умения отражать природу в творческой деятельности

Разделы: Начальная школа


Период начального обучения имеет большое значение для формирования личности младшего школьника. Основной целью начальной школы является воспитание личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. В это время развивается интерес к различным сферам деятельности человека, формируются общеучебные умения и навыки. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего познания мира.

Важную роль в развитии младшего школьника играет усвоение основных закономерностей природы с первых лет обучения, т.к. в результате этого формируется целостный взгляд на реальную действительность, понимаются взаимосвязи, формируются начальные основы мировоззрения.

Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческой деятельности. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развивать эти качества и движет нами при работе с детьми.

Но также нельзя забывать о том, что слово “творчество” происходит от слова “творить”, т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось, когда он создает новый продукт для себя.

Развитие творческой деятельности необходимо для каждого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что, у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Решение проблемы развития творческой деятельности младших школьников заключается в ответе на вопросы: как с помощью знаний, различных форм и методов развивать творческую деятельность, какие и как использовать для этого задания. Однако, в науке и практике недостаточно изучен вопрос о развитии опыта творческой деятельности младших школьников при отражении природы различными средствами. Отсюда видно, что данная проблема является актуальной.

Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное … какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Современная психология выделяет ряд сторон творческого процесса:

  • постановка вопроса, требующего творческого ответа; т.е. умение видеть проблему;
  • мобилизация всех необходимых знаний (личного опыта, обобщенного в специальной литературе) для постановки предварительной гипотезы, для определения путей и способов решения задачи;
  • специальные наблюдения, эксперименты, их обобщение;
  • оформление возникших мыслей (образов);
  • та или иная проверка социальной ценности продукта.

Эти стороны творческого процесса тесно взаимосвязаны, переплетены друг с другом или могут быть отдалены друг от друга во времени.

Процесс творчества базируется, прежде всего, на деятельности, продуктом и необходимым условием осуществления которой является потребность творчества.

Типичный творческий процесс имеет завязку, развитие активной деятельности, которая может сменяться спокойным течением или даже остановкой в творчестве, кульминацию и развязку. В.С. Шубинский выделяет следующие этапы и звенья творческого процесса:

  1. Этап возникновения творческой ситуации (звено столкновения с новым), творческой неопределенности, открытой работы.
  2. Эвристический этап (звено решения проблемы).
  3. Этап завершения (звено критики, подтверждения, воплощения).

Творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Творческая деятельность не может быть принудительной, она может возникать только на основе интереса ребенка, добровольности, положительных эмоций. В педагогике доказано, что детское творчество требует активного руководства со стороны взрослых..

Цель обучения – общее развитие и формирование качеств творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способных детей. Поэтому конкретные задачи следующие:

  1. Включение детей в разнообразную деятельность. Это делается специально подобранными видами практических работ;
  2. Вырабатывание гибких знаний, позволяющих детям быстро осваивать новые виды труда (деятельности), то есть перенос знаний и навыков;
  3. Развитие сообразительности и быстроты реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Остановимся подробно на умении отражать природу в творческой деятельности. Рассмотрим понятие “отражение”.

В философском словаре “отражение” трактуется как “одно из основных понятий материалистической теории познания и ее ядра – теории отражения”. Отражение в живой природе и в общественной жизни, которое характеризуется активностью и осуществляются высокоорганизованными системами, обладающими самостоятельной силой реагирования, начиная от биологического обмена веществ до сознательно-творческой, прогнозирующей и преобразующей деятельности человека отражать природу в творческой деятельности.

На уровне человека избирательный и целенаправленный характер отражения определяется потребностью в преобразовании природы, в процессах совместной деятельности посредством орудий труда. В этих процессах психическое отражение выступает как создание образов не только чувственного, но и логического мышления (понятий, гипотез) и творческой фантазии, получающих свое воплощение в продуктах культуры (включая знаковые системы типа языка), что радикально изменяет характер отражения, приводя к появлению идеальных объектов. Адекватность отражения своему источнику предполагает известное подобие между материальными характеристиками этого источника процессами переработки нервных импульсов в мозгу и тем, что представлено в психических образованиях субъекта.

С категорией отражения тесно связан принцип отражения, служащий основой требования объективности, адекватности результатов познания (образов, знаний) своим оригиналам. Это теоретико-познавательное требование характеризуется тремя основными показателями:

1) достоверностью (а для теоретических построений – доказательностью, обоснованностью, научным опытом);
2) точностью и полнотой;
3) глубиной или существенностью отображаемых свойств и отношений оригинала.

Принцип отражения раскрывает и обосновывает активно-творческий характер познавательной деятельности, включающий на высших своих уровнях (в частности, на уровне теоретического познания) оперирование с такими понятиями, объектами, моделями, которые не имеют аналогов в реальности.

С точки зрения объективности в процессе познания природы целью обучения всегда является модель, т.е. учебный материал природоведческого курса. Чтобы этот материал был усвоен осознанно учащимися, используется оригинал (реальные объекты и явления в реальных условиях существования) как средство обучения. Однако если рассматривать обучение с точки зрения ученика, субъектно, то у ребенка должна возникнуть “иллюзия” познания природы именно им и именно в данный момент. Это способствует личностной ориентации изучения объектов и явлений природы, позволяет раскрываться природным способностям ребенка, служит условием усвоения понятий о природе.

Учебный материал природоведческого курса является моделью оригинала, который в процессе обучения познается только через созданные человечеством какие-либо модели. Следует подчеркнуть, что все модели, отображающие природу, всегда связаны с реальными объектами и явлениями, их взаимосвязями в своей исходной точке. Это обстоятельство позволяет выделить особенности в соотношении модели и оригинала при изучении природы учащимися, в отличие от учебного материала курсов родного и иностранных языков, математики и т.д. Понимание этих особенностей будет способствовать более эффективному развитию естественно-научного мышления уже у младших школьников.

Итак, умение отражать природу в творческой деятельности мы понимаем как готовность и возможность школьника воспроизводить различными средствами объекты и явления природы, создавать определенные идеальные и материальные модели, которые будут новыми для учащихся.

Умение отражать природу в творческой деятельности является общим и включает ряд частных умений:

  • умение применять усвоенные знания о природе в интеграционной познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно находить информацию об изучаемой стороне реальной действительности и отражать ее:
  • а) средствами словесного творчества;
    б) средствами музыкального творчества;
    в) средствами изобразительного творчества;

  • умение “пользоваться” чувственными образами в процессе творческого воображения.

Умение отражать природу средствами словесного творчества. Наиболее распространенными формами словесного творчества являются: написание сказок, стихов, сочинений, рассказов и т.д.

Наиболее интересными для детей, на наш взгляд, является сочинение сказок. В свое время подобный метод пробуждения творческого потенциала у младших школьников успешно применялся Л.Н.Толстым, Дж.Родари, В.А.Сухомлинским. Погружая ребенка в мир сказок, где возможно все самое невероятное, мы умножаем его опыт. Природа создает полет фантазии, поэтому придумать сказку о природе для учеников не составляет труда.

Помимо сказок дети могут придумывать рассказы, сочинения, загадки, стихотворения о природе. Все это развивает творческое воображение учащихся.

Умение отражать природу средствами музыкального творчества. Музыкальные произведения активизируют фантазию, так как музыка способствует возникновению ярких образов, отчего творческое воображение может быть безгранично. В музыке учащиеся тонко чувствуют “голоса” природы, узнают их и понимают, что музыкальные произведения великолепно отражают природу. Дети учатся понимать, оценивать произведения великих композиторов, а впоследствии – создавать “свою” музыку.

Умение отражать природу средствами изобразительного творчества предполагает рисование непосредственно воспринимаемых объектов и явлений природы, рисование по памяти, по воображению, иллюстрирование литературных произведений о природе; лепку, резьбу по дереву, выжигание и т.д.

При отражении природы рисунком у детей формируются знания о природе, развиваются изобразительные навыки, формируется умение создавать целостный образ, выражать свое отношение к рисуемому, развивается творческое воображение.

Умение “пользоваться” чувственными образами в процессе творческого воображения – это умение фантазировать, конструировать и переконструировать свои представления, сформированные в ходе жизненного опыта.

В настоящее время существует множество программ, направленных на развитие творческих возможностей учащихся. Остановимся на одной из них. Авторская учебная программа для общеобразовательных начальных школ, гимназий разработана профессором МПГУ (г.Москва) С.П.Барановым и профессором кафедры педагогики и методики начального образования ЧГУ (г.Череповец) Л.И.Буровой.

Данная программа позволяет, начиная с первого года обучения ставить ребенка в активную позицию творца, исследователя. Дети учатся работать индивидуально и коллективно. В ходе обучения ребенок должен сам включатся в творческий процесс и начинать создавать…(загадку, сказку, пословицу и т.д.).

Рассмотрим лишь некоторые виды ученических творческих работ, которые способствовали развитию отдельных умений, входящих в группу сложного умения отражать природу в творческой деятельности:

  • фиксирование наблюдений (на экскурсии, на экологической практике, на летних каникулах) в форме, выбранной самими учащимися;
  • составление кроссвордов, сканвордов;
  • “вживание” в познаваемые объекты (рассказ от имени растения, животного, “разговор” между объектами природы);
  • загадка-описание объекта природы, предполагающее экологический прогноз (“Что произойдет, если на планете Земля исчезнет вода, (воздух, почва)?”);
  • стихи о временах года, сказки на экологические темы, составление задач на экологические темы;
  • составление фенологических и экологических рассказов-загадок, в которые намеренно включаются фенологические ошибки или ошибки в поведении людей. Фенологический рассказ приурочен к какому-то определенному сезону или даже месяцу года “Зимний день” (фенологический рассказ на тему “Зима”). Экологические рассказы посвящены поведению людей в природе: “Замечательно отдохнули!”. Эти рассказы ученики составляют в группах, индивидуально и предлагают для разбора и объяснения другим ученикам класса;
  • рисунки объектов, явлений природы, знаков правильного поведения в природе, знаков, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Нами использовались задания на творческое отражение природы, направленные на формирование всех частных умений, что обеспечивало эффективность развития общего умения отражать природу в творческой деятельности.

Реализацию данного педагогического условия представим в виде таблицы (в нее включены и задания, которые предлагались учащимся и в 1, и во 2 классе):

Тема урока Содержание задания Формируемые умения
Солнечная система

3 класс

1.Температура на Меркурии достигает +480, на Юпитере близка -130, на Марсе редко поднимается выше 0. Как ты это объяснишь.
2.Вылепи из пластилина модель Солнечной системы.
3.Подумай, какими ты себе представляешь планеты Солнечной системы. Выбери одну из них, которая тебе больше нравиться(кроме Земли) и опиши её.
Умение применять усвоенные знания о природе в интеграционной познавательной деятельности;

-умение “пользоваться” чувственными образами в процессе творческого воображения;
-умение отражать природу средствами словесного творчества.

Земля во Вселенной и её происхождение

3 класс

1.Какой ты представляешь планету Земля? Нарисуй.
2.Попробуй написать сочинение или стихотворение о нашей планете.
Умение отражать природу средствами изобразительного и словесного творчества.
Горы и равнины

3 класс

1.Вылепи из пластилина модель горы.
2.Организуйте в классе фотовыставку на тему “я и горы”.
Умение “пользоваться чувственными образами в процессе творческого воображения.

-умение отражать природу средствами изобразительного творчества с использованием технических средств.

Мировой океан

3 класс

1.Нарисуй как ты себе представляешь море, когда на нём штиль, шторм.
2.Попробуй вспомнить песни, в которых говориться о воде. Аукцион.
Умение отражать природу средствами музыкального, словесного, изобразительного творчества.
Животные в природе и их разнообразие

3 класс

1.Игра “Угадай кто я?” (изобразить какого либо животного с помощью пантомимы)
2.Нарисуй плакат об охране животных.
Драматизация;

-умение отображать природу средствами изобразительного творчества.

Тропики в разные времена года

3 класс

1.Вылепи из пластилина или нарисуй животного, которое живёт в тропиках, расскажи о нём.
2.Представь себя любым животным тропиков. Покажи ребятам.
Умение “пользоваться” чувственными образами в процессе творческого воображения;

-Драматизация

Домашние животные

1 класс

1.Пофантазируй “Что могут о тебе рассказать домашние животные”.
2.Нарисуй своё любимое домашнее животное
Умение отражать природу средствами изобразительного и словесного творчества.
Вода днём и ночью

2 класс

1.Придумай сказку о путешествии капельки.
2.Вода бывает в трёх состояниях, при какой температуре происходит переход из одного состояния в другое.
Умение отражать природу средствами словесного творчества;

-умение применять усвоенные знания в интеграционной познавательной деятельности.

Человек – часть природы

2 класс

1.Сочини частушку которая начинается словами “ Не губите вы природу…”
2.Сделай аппликацию уголка природы где бы тебе было приятно отдыхать.
Умение отражать природу средствами музыкального творчества;

-умение “пользоваться” чувственными образами в процессе творческого воображения.