Использование проблемных ситуаций при изучении природы. (Авторская программа "Окружающий мир", отражающая региональный компонент Вологодской обл. Авторы С.П.Баранов, Л.И.Бурова)

Разделы: Начальная школа


Общество поставило перед школой задачу: специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать творческие способности учащихся, их познавательную самостоятельность при формировании экологической культуры. Одним из средств достижения данной цели является использование на уроках проблемных ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся и позволяющих осознать взаимосвязи в природе.

Исследователи данного вопроса выделяют несколько типов проблемных ситуаций, характерных для всех предметов (М.И. Махмутов, Н.А. Погорелова и др.).

Исследование вопроса влияния проблемных ситуаций на осознанность экологических связей в природе проводилось в 1-м классе по авторской программе С. П. Баранова и Л. И. Буровой “Окружающий мир”.

I. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. учащимся недостаточно прежних знаний для объяснения нового факта.

На одном из первых уроков учебного года учитель задает детям вопрос: “Почему после лета наступила осень?” Между учителем и учащимися происходит диалог, дети высказывают свои предположения: “Летом мы ходили в платьях, рубашках; много купались, загорали, потому что летом было жарко, вода в реке была теплая. А осенью мы надели куртки, пальто, обули сапоги”. “Осенью стало холоднее, в реке уже не выкупаешься – замерзнешь, да и босиком по земле не пройдешься”. “Солнце меньше греет, раньше стало темнеть на улице”.

Дети вместе с учителем делают вывод: вся tжизнь на Земле зависит от Солнца. Планета Земля изменяет свое положение относительно светила, и поэтому на ней происходит смена времен года, дня и ночи, изменение количества солнечного тепла и света, поступающего на Землю. Это является основной причиной наступления осени после лета.

II. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Учителя часто организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Это повышает у учащихся познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

В нашем исследовании данный тип проблемной ситуации использован на уроке по теме “Животные в природе”. В начале урока выясняется, что существует множество видов животных: черви, моллюски, рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, насекомые, птицы, звери. Дети рассказывают о животных, используя детские книги, журналы. Учитель задает вопрос: “К какой группе животных (черви, моллюски, насекомые, птицы, звери) вы отнесете мышей?” Возникает проблемная ситуация и потребность найти ее решение. В ходе обсуждения выясняется, что мышь - зверь, т.к. это животное, тело которого покрыто шерстью, у него рождаются детеныши, которые вскармливаются молоком.

Аналогичная ситуация была создана на уроке “Домашние животные”. Дети обмениваются своими рассказами о домашних животных, подкрепляя свои знания выдержками из книг. Для того, чтобы подвести детей к выводу: в чем отличие домашних и диких животных, учитель задает вопрос: “Мыши и тараканы встречаются дома. Можно ли их считать домашними животными?” В процессе решения этой проблемы выясняется, что домашние животные произошли от диких, они живут рядом с человеком, человек о них заботится, домашние животные приносят пользу (дают молоко, шерсть, охраняют дом и т.д.).

К этому же типу проблемных ситуаций можно отнести и ситуации, возникающие в результате противоречия между житейскими представлениями детей и научными понятиями.

На уроке “Лягушки” (1-й кл.) возникла ситуация, когда ученик на основе своих наблюдений за жизнью лягушек и жаб, на основе народных примет сделал вывод, что у людей бывают бородавки от прикосновения к коже жабы. Возникла проблема. (Очень хорошо, если в классе есть дети, которые могут поспорить по этому вопросу.) Дети сами не смогли разрешить эту проблему, и им на помощь пришел учитель. Он помог понять, что выделения кожных желез жаб действительно ядовиты и опасны только для животных (это защитная реакция жабы), а у человека это может вызвать отравление, если выделения попали в рот или глаза. Учитель в ходе беседы помог понять, что в Природе нет ничего бесполезного.

Нельзя уничтожать жаб, т.к. они уничтожают насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур, в свою очередь жабами питаются цапли. Был задан вопрос: “Как же мы сможем помочь жабам?” Отвечая на него, дети дали советы по охране земноводных, учитель привел примеры позитивного и негативного воздействия человека на леса, луга, сады, т.е. места обитания жаб.

III. Проблемная ситуация возникает, если есть противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Перед уроком по теме “Змеи” была проведена беседа об укусах ядовитых змей. Проблема: как оказать первую помощь пострадавшему, учитывая, что яд всасывается (распространяется в организме) очень быстро. Способы оказания первой помощи обсуждались коллективно, выдвигались разные предположения (надрезать ранку, прижечь, наложить жгут). Но оказалось, что именно это и не рекомендуется делать. Возникла проблема. Детям предлагалось при подготовке к уроку найти ответы на вопрос, как оказать первую медицинскую помощь при укусах ядовитых змей. Учитель нацеливал детей на практическое применение знаний в жизни и экологически грамотное отношение к змеям.

IV. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

В 1-м классе дети узнают, что к объектам неживой природы относятся солнце, вода, воздух, камни, песок; а к объектам живой природы относятся микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек.

На уроке по теме “Земля-кормилица” учитель предлагает провести ряд опытов по выяснению состава почвы.

В результате получается, что почва состоит из объектов неживой природы – песка, воды, воздуха, солей и перегноя (перегнивших остатков растений). Это вызывает недоумение: куда же отнести почву, к живой или неживой природе? Почему у почвы такой состав? Так у учащихся стимулируется интерес к изучению темы “Почва”.

На примере этих опытов дети еще раз убеждаются, что живая и неживая природа существуют не по отдельности, а во взаимосвязи.

Использование проблемных ситуаций на уроках развивает образное мышление учащихся, помогает формированию гуманных чувств, подводит детей к пониманию взаимосвязей живой и неживой природы. У учащихся формируется убеждение, что человек лишь часть природы, и главным законом его отношения к природе должна стать заповедь: “Не навреди!”

Приложение