Открытый урок по химии в 8-м классе по теме: "Кислоты", "Основания"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований;
  • продолжить формирование знаний об ионах, показать различие между зарядом иона и степенью окисления

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раствор основания гидроксида натрия, индикаторы, пробирки. Сульфат меди.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Проверка знаний учащихся по теме “Оксиды.”

На доске задания для 2 учеников:

а)Какая из формул соответствует оксиду азота NO, N2O5, NO2, N2O3

б). Определить степень окисления и подчеркнуть формулы оксидов.

H2O, ALCL3, Na2O, Na3P, MnF4, MnO

Пока ребята выполняют работу провожу небольшой опрос:

а) Дайте определение оксидов.

б) Какие оксиды вы знаете? Приведите примеры. Что вы знаете о них? -.

в) Какова степень окислении кислорода в оксиде?

Проверяем выполнение заданий ребятами у доски , есть ли замечания, правильно ли выполнено задание? Оцениваем работу учащихся.

3. Новый материал.

Сегодня мы познакомимся с другим классом веществ. Запишем тему: “Основания”

Вопрос: Как вы думаете, существуют ли вещества, имеющие больше двух элементов? Они могут назвать кислоты и соли. Да, кроме бинарных соединений существуют и сложные вещества, состоящие из трех элементов. К таким соединениям относятся основания, молекулы которых имеют и металл и группу ОН. Эта группа является остатком молекулы воды. Н-ОН ( записать на доске) .и если мысленно убрать Н, то останется группа ОН. Это сложный ион, который пишется всегда вместе. ОН — называют гидроксогруппой с зарядом -1. Дадим определение оснований и запишем в тетрадь:

Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксогрупп .

Общая формула Ме(ОН)n, где n - число гидроксогрупп.

Показываю на доске, как составить некоторые основания Сa+2(OH - )2 , Fe+2 (OH - )2 и записать их названия.

Например, Гидроксид кальция. Гидроксид железа (11) Предлагаю учащихся составить гидроксид алюминия(111), гидроксид меди(11) у доски.

Вопрос: А как узнать основания среди других веществ? AL(OH)3, Cu(OH)2.

Для этого применяют индикаторы, которые могут изменять цвет в основаниях. Познакомимся с некоторыми из них: напишем на доске как изменяют цвет индикаторы:

Индикаторы основания

Лакмус синий
Ф-Ф малиновый
М-0 желтый

А теперь мы с вами проверим, добавьте поочередно в каждую пробирку индикатор

и наблюдайте изменение цвета. Как вы думаете, какой цвет ярче и нам подойдет для определения оснований в дальнейшем? Малиновый.

Запомним этот цвет и будем его использовать для определения оснований. Основания имеют и свою классификацию( записать на доске):

Мы с вами имели дело с растворимыми основаниями, а как получить нерастворимые? Опыт: (показываю сама) к сульфату меди прилить гидроксид . натрия Выпадает голубой осадок гидроксида меди. К хлориду железа прилить гидроксид натрия - выпадает бурый осадок гидроксида железа (111). А теперь обратимся к таблице растворимости в конце учебника. Что мы видим? Группа ОН среди отрицательных ионов, а Ме ищем среди положительных ионов , И что получили? Ребята увидят букву Н или Р. На доске можно предложить записать полученные основания. А что такое щелочи? Учащийся из класса рассказывает нам , что знает о щелочах.

Вывод, мы с вами познакомились с новым классом. Каким? (Основания). Ребята должны ответить сами. Мы знаем, что основания имеют группу. Какую? (Должны назвать сами). Которая имеет заряд ? Каков (Отрицательный). А какой индикатор мы с вами выбрали? (Фенолфталеин).

4. Напишем домашнее задание параграф 19 Упр. 2.3.4.

Послушайте, как вы будете выполнять эти упражнения. Составим гидроксид железа(11) и напишем соответствующий ему оксид. Составим оксид меди и соответствующий ей гидроксид. Если остается время , то предложить начать выполнять упражнение.

Fe(OH)2 - FeO CuO - Cu (OH)2

Тема “КИСЛОТЫ”

Цель урока:

  • познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот;
  • продолжить знакомство со сложными ионами на примере ионов кислотных остатков;
  • формировать знания о различиях между зарядами ионов и степенью окисления понятие об индикаторах.

Метод: наглядно- иллюстративный.

Оборудование: растворы кислоты соляной и индикаторы, таблетки аскорбиновой кислоты.

ХОД РАБОТЫ

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания

1 ученик выполняет упр. 3

2 ученик выполняет упр. 4

3 ученик выполняет задание, записанное на доске ранее: Подчеркнуть формулы оснований и оксидов. Классу предлагаю туже самую работу.

CuO, HNO3, NaOH, ALCL3, CO2, H3SO4

NaCL, Cu(OH)2, CuO, Fe(OH)3 назвать

Проверяем работу 3 ученика, затем 1.2.

Вопросы классу: а) определение оснований, оксидов;

б) назовите гидроксильную группу и ее заряд;

в) как классифицируют основания, по каким признакам?

г) какой индикатор применим к основаниям?

д)что такое щелочи?

Оцениваем ответы учащихся у доски.

3. Новый материал.

На столе склянки с растворами кислот. Все они с виду одинаковые. Но некоторые кислоты могут быть и твердыми. Учитель раздает таблетки аскорбиновой кислоты и просит попробовать их на вкус. Он кислый, отсюда и произошло название “кислота”. Можно предложить ребятам ответить на вопрос :

Почему кислоты имеют такое название? -Наверняка учащиеся слышали о кислотах, или пробовали их, многие смогут ответить , что они кислые. Но не все кислоты можно пробовать, и ни один грамотный человек и не подумает это сделать, т.к. это может быть очень опасно для жизни (цианистоводородная, сёрная кислоты).

Гораздо проще распознать кислоты, как и основания, помощью индикаторов. Опыт: у вас на столах пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов.

Индикаторы кислота

Ф-Ф не изменяет цвет

М-0 розовый

Лакмус красноватый

И так, мы видим, что лакмус поменял свой цвет и его можно использовать для определения кислоты.

Записываю на доске основные кислоты и предлагаю выучить их формулы

HCL соляная H2SO4 серная______

HNO3 азотная H2CO3 угольная H3PO4 фосфорная.

Что общего вы увидели у кислот? Наличие Н, Запишем определение: Кислоты~сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Подчеркните кислотный остаток в кислотах, которые вы записали. Классификация кислот идет по разным признакам. Заранее заготовили наглядный материал на двух листах и прикрепить магнитом на доску. Предложить учащимся записать эти схемы и вписать кислоты которые по этим признакам можно сюда отнести.

Кислоты одноосновные

двухосновные

трехосновные

HCL

H2SO4

H3PO4

HNO

H2CO3

Кислоты бескислородные

кислородные

HCL

остальные

Запомним или воспользуемся таблицей растворимости, кислоты имеют заряд кислотного остатка и определяется он по наличию атомов водорода в кислоте

H+CL-

H2+CO3 –2

H2SO4 -2

H+NO3- -

H3 + PO4 -3

А как определить степень окисления элементов в кислоте? Следует объяснение, предлагаю разобрать этот материал самим как домашнее задание.

Сообщения учащихся о кислотах.

Вывод: мы познакомились с вами с классом кислот. Выяснили их общие признаки, классификацию, узнали, каким индикатором их можно определить и где кислоты встречаются в природе, быту.

А чтобы нам легче было усвоить дальнейший материал и научиться писать реакции, вы должны запомнить формулы тех кислот, которые мы записали в тетрадь.

4. Домашнее задание параграф 20, упр. 1, 3, 4.

Обратим внимание на домашнюю работу, которая может вызвать у вас затруднение.

1 упр. вы должны найти ответ в книге, пользуясь рабочей тетрадью. Упр 3, 4 стр. 72 уч. прочитать необходимо, как вести расчет, 1 абзац.

H+1NXO3-2 сумма ст.ок.всех элементов = 0, и средний элемент будет +5

H2+S+6O4-2 H2+C+4O3-2 H3+P+5O4-2

Найти!