Роль противоречий и конфликтов в процессе исторического развития общества

Разделы: История и обществознание


Предлагаемый вашему вниманию урок истории в 10 классе является лишь отдельно взятым уроком, в ходе которого реализуется идея осмысления противоречий и конфликтов, возникающих в человеческом обществе в ходе его развития. Противоречия эти зачастую лежат на поверхности, а иногда скрыты достаточно глубоко, между тем, они постоянно сопровождают весь ход человеческой истории.

В данной разработке урока мы не выходим за рамки изучаемого материала и опираемся на учебник Загладина Н.В. “Всемирная история. 10 класс”. Уже в §5 учебника говорится о первом конфликте или кризисе развития цивилизации, вызванном деятельностью человека и двух возможных путях разрешения данного кризиса, причем один из этих путей ведет к дальнейшему прогрессу части человеческого общества, а второй путь – это путь к регрессу и отставанию. Попытаемся соотнести этот тезис с изучаемым в дальнейшем материалом. Предположим, что именно противоречия и конфликты являются одним из факторов прогресса для одних народов и государств и причиной отставания других. Рассмотрим подробнее одну из учебных тем.

Тема: Древнеримская цивилизация.

Цель: выявить взаимосвязь между противоречиями и конфликтами в ходе развития общества и их влиянием на сам процесс развития.

Задачи:

  1. Выделить основные этапы развития древнеримской цивилизации и противоречия, возникающие в каждом из них.
  2. Анализируя процесс развития и появляющиеся в ходе него противоречия, выяснить пути их разрешения и результаты.
  3. Привить учащимся понимание альтернативности путей развития, характерных для любой цивилизации.

Оборудование урока: учебник Загладина Н.В. “Всемирная история. 10 класс”, карты становления и развития древнеримской цивилизации, тетради, Плутарх “Великие римляне”.

Предварительная подготовка: учащиеся получают задание прочитать дома материал § 8, 10, 11 и12, относящийся к древнеримской цивилизации и самостоятельно выделить основные этапы становления и развития Древнего Рима, а также найти противоречия в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества и государства.

Форма урока: круглый стол.

Ход урока

  1. Введение. Краткий опрос-анализ развития древнегреческой цивилизации с выяснением причин ее распада и поглощения Древним Римом.
  2. Основная часть.
Учитель Ученики
1. Вопрос: Выделите основные этапы развития древнеримской цивилизации и дайте краткую их характеристику. Выделяют три основных этапа развития римского государства:
  1. “Царский период”.
  2. Период республики.
  3. Период империи.

Выделяя данные периоды, учащиеся дают краткую характеристику каждого из них по следующей схеме:

  1. Что представляла собой экономика.
  2. Политическая структура, органы власти и управления, законодательная база.
  3. Социальные отношения.
  4. Духовная сфера жизни общества.

Закончив характеристику I этапа развития древнеримской цивилизации, ученики приступают к обсуждению причин перехода к республиканской системе.

2. Вопрос: Какие противоречия возникли в римском обществе и государстве в конце VI века до н.э. и какими путями их можно было разрешить?
  • В экономической сфере: общинная собственность на землю, рост патрицианских владений и стремление патрициев превратить землю в частную собственность: т.е. противоречие между традиционным общинным землевладением и стремление части общества к собственности.
  • В политической сфере: родоплеменные традиции лишали большую часть римского общества прав, они же ограничивали царскую власть. Реформы Сервия Тулия частично разрешили проблему, но новый царь Тарквиний Гордый отменил проведение реформы. Его тирания вызвала недовольство как народа, так и сената. В итоге он был изгнан, в Риме установилась республика, однако политическая власть осталась в руках патрициев, что вызвало новое недовольство у плебеев, которые заставили восстановить порядки, введенные Сервием Тулием. Рим вступил в новый этап своего развития. Таким образом, конфликт был частично разрешен.
3. Вопрос: Носил ли данный конфликт только политический характер? Отвечая на него, учащиеся должны прийти к социальной составляющей конфликта и таким образом понять, что экономика, политика и социальная сфера очень тесно переплетены между собой и рассматривать одно в отрыве от другого - значит искажать реальную картину жизни и римского общества той эпохи, и любого другого.
4. Вопрос: Существовал ли альтернативный путь разрешения данного кризиса? Ответить на него самим ученикам довольно сложно, необходима помощь учителя. Как вариант рассмотрим усиление царской власти, т.е. переход к восточной деспотии. Цари в Риме выбирались из этрусской знати, а значит, являлись чужаками, они явно не имели реальной поддержки ни от народа, ни со стороны родовой аристократии.

Полный возврат к родоплеменным традициям тоже был невозможен, ибо в этом не была заинтересована патрицианская верхушка и, тем более, плебеи.

В данном случае конфликт был разрешен наилучшим путем.

Далее на уроке работа строится в зависимости от оставшегося времени. В классе с высоким уровнем подготовки, имеющем опыт данной работы, возможно рассмотрение еще одной кризисной ситуации, кстати крайне интересной и поучительной, а именно кризиса республиканского Рима последних десятилетий II века до н.э. и реформ братьев Гракхов.

Ученики относительно легко могут выделить все стороны данного кризиса и причины, его породившие. В данном случае гораздо интереснее их оценка деятельности братьев Гракхов. По сути своей данная реформа фактически тормозила развитие римской цивилизации, она отбрасывала общество назад, что и подтвердили дальнейшие события римской истории.

В этом эпизоде наиболее ценным для нас является появление у учащихся наглядного понимания фактора и личности и ее влияния на ход развития общества. Данный пример свидетельствует о том, что личность может ошибаться, но, в силу ряда объективных и субъективных причин, реально влиять на ход исторического процесса.

Заключение. Подводя итоги урока, учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на этапах развития римской цивилизации и на том, какую роль в этом развитии играют противоречия и конфликты.

Домашнее задание. Продолжить дома работу по изучению истории развития римской цивилизации, выяснив основные противоречия, возникшие на заключительном этапе ее существования, и отразить это в записях в тетради. (Весь ход урока также фиксируется в записях учащихся.)

Думается, что данный вариант изучения хода исторического развития различных цивилизаций достаточно перспективен. Он может быть продолжен и в 11 классе.

Перспективность же данного метода заключается в том, что он, во-первых, развивает аналитические умения учащихся, во-вторых, способствует росту интереса к предмету, поскольку знания ученики добывают самостоятельно, в-третьих, он помогает по-новому осмыслить весь ход исторического развития общества и, в четвертых, на основе анализа помогает прогнозировать возможные варианты развития современного общества или конкретного государства.