Урок музыки в 1-м классе по теме: "В гостях у феи Танца"

Разделы: Музыка


Цель: Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи.

Задачи:

  1. Формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (танцевальную музыку).
  2. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
  3. Развивать вокально–хоровые и ритмические навыки.

Музыкальный материал:

  1. В. Шаинский. “Голубой вагон” - исполнение.
  2. С. Рахманинов. “Итальянская полька” - слушание, ритмические движения.
  3. П. И. Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица” - слушание.
  4. М. И. Глинка. “Камаринская” - слушание, ритмические движения.

Оборудование: Портреты композиторов, наглядные пособия, фонотека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Звучит танцевальная музыка. Дети входят в класс.

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в необычную страну. Там нас ждёт в гости Фея, хозяйка волшебного королевства. Что это за королевство и как зовут эту чудесную Фею, мы узнаем, послушав её музыку. А отправимся мы туда на волшебном поезде, который уже готов к поездке. Но это необычный поезд! Чтобы он смог куда-нибудь поехать, нужно спеть песню про поезд. Вы знаете такую песню?

(Ребята исполняют первый куплет песни “Голубой вагон”).

II. Основная часть.

Учитель: Куда же привёз нас сказочный поезд? В волшебное королевство! Что это за музыка, которую нам предлагает послушать Фея, хозяйка королевства, что можно под неё делать?

(Звучит отрывок из “Итальянской польки” С. Рахманинова).

Дети: Под эту музыку можно танцевать.

Учитель: Да. В этом волшебном королевстве живёт Фея Танца. Какие движения можно делать под эту музыку и какой характер носит этот танец?

Дети: Хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши, топать ногами, а музыка эта задорная, весёлая.

(Дети ещё раз слушают музыку выделяя сильные доли хлопками или ударами в бубен, погремушками или другими ударными инструментами).

Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с танцем, который называется полька. А написал его замечательный русский композитор Сергей Рахманинов. Полька – это чешский народный танец, который известен всему миру, танцуют его парами, по кругу, прыгая подскоками, весело и непринуждённо.

Учитель: Ребята, послушайте другой танец и ответьте, какие движения можно делать под музыку этого танца?

(Звучит вальс из балета П. И. Чайковского “Спящая красавица”).

Дети: Под эту музыку можно плавно кружиться.

Учитель: Этот танец называется вальс. А подарил нам его великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Он написал очень много музыкальных произведений. С одним из них мы сейчас познакомимся.

Ребята, представьте, что мы находимся на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего танца.

Бал в разгаре. Всё кружится,
По паркету след ложится
От летящих лёгких пар
Если ты ещё не стар,
То почувствуй наслажденье
От мелодии, движенья.

Закройте глаза и, покачиваясь в разные стороны, постарайтесь передать плавность и кружение этой прекрасной музыки.

(Дети слушают вальс и выполняют движения. Во время рассказа о вальсе вывешиваются иллюстрации с изображением балов).

Учитель: Ребята, а теперь мы побываем на дворцовой площади, где проходят народные гуляния.

(Звучит отрывок из “Камаринской” М. И. Глинки).

Учитель: Ребята, какой характер этой музыки?

Дети: Весёлый, задорный, радостный.

(Если дети не дают характеристику музыки, то учитель сам дополняет их ответы.)

Учитель: Это русская плясовая, в который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются в присядку, притонами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.

Попляши, пустись в присядку,
По – молодецки встрепенись,
В танце быстром закружись,
Раз пятнадцать обернись,
Всё без строгого порядка!

(Детям предлагается встать вкруг и в импровизационной форме показать несколько движений русской народной пляски).

III. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное королевство Феи Танца. Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

(Учитель отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность).

Учитель: А теперь мы садимся в свой волшебный поезд, который повезёт нас из королевства Феи Танца дальше, в другие сказочные королевства большой, загадочной, чарующей страны под названием “Музыка”.

(Дети исполняют второй и третий куплеты песни “Голубой вагон”).

Под звуки танцевальной музыки дети выходят из класса.