Игра как средство воспитания и повышения интереса к предмету

Разделы: Информатика


Возрастает внимание педагогов к проблеме развития организаторских, творческих способностей ребенка в различных областях деятельности. В этих условиях расширяется поиск эффективных форм работы с учащимися.

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой вызывает к жизни встречную активность ребенка в самовоспитании.

Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, “активный принцип”, “содержательная функция со многими гранями смысла” (Хейзинга Й.). Она должно строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они рисуют, придумывают конкурсы, пробуют себя в различных ролях.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развития мышления.

Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. Таким образом, игра может рассматриваться как средство формирования элементов воспитания. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых педагогом, передается учащимся. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, которые выполняют учащиеся-ассистенты, докладчики, консультанты и т.д.

При организации игровых занятий нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, “не заиграться”. Ведь важнейшая задача педагога – суметь мобилизовать все силы ребенка на учебу. Это возможно, если к организации педагогического процесса подойти с позиции ребенка и положить в основу учебной деятельности мотивы самовоспитания и самоутверждения. Вовлекая ребенка в учебный процесс с помощью знакомой и интересной для ребенка деятельности – игры, необходимо поддерживать интерес ребенка к предмету, постепенно убеждая в его жизненной необходимости.

Активизирующее воздействие на процесс самовоспитания оказывает самопроверка, которую можно использовать на занятиях для повторения и обобщения пройденного материала. Можно это сделать в форме викторины, КВН, конкурса, интеллектуального хоккея, игр: “поле чудес”, “путешествие в Техноград”.

Кроме занятий в игровой форме я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом занятии должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Педагогу следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Но, организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И.Гессена, который в начале прошлого века утверждал: “Именно ради воспитания человека к творчеству мы говорим: урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно”. И продолжал: “Преждевременное превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющихся расплывчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству”.

Рассмотрим подробнее использование нетрадиционных занятий, которые проводятся мной в детском компьютерном объединении.

К первому занятию, чтобы заинтересовать учащихся, готовлю показ наиболее удачных работ учащихся, выполненных в предыдущие учебные годы. С этой же целью занятия с учащимися первого года обучения и младшими школьниками можно начать с изучения темы “Графический редактор” или освоения обучающих игровых интерактивных программ.

На занятиях царит непринужденная обстановка, что позволяет учащимся быстрее адаптироваться в новых для них условиях, познакомиться с требованиями педагога, организацией учебных занятий. К тому же приобретенные в процессе освоения обучающих игровых программ навыки необходимы для дальнейшей работы. После освоения тем “Графический и текстовый редактор” дети могут выполнить открытку в подарок близким. Это уже творческая работа, связанная с самостоятельным выбором рисунка, композиции, видов шрифтов, цвета фона, типа оформления страницы.

Уже на первом итоговом занятии для более полной и объективной оценки учащихся наряду с фронтальным опросом использую индивидуальные карточки-задания, тесты и как игровой элемент – решение кроссвордов. В дальнейшем игровая часть постепенно расширяется и усложняется. Например, итоговое занятие для учащихся первого года обучения по теме “Технология обработки текстовой информации” может проводиться в виде игры “Деловая переписка”. Участие в ней ставит детей в активную позицию, заставляя порой экспромтом принимать непростые решения. Кроме того, такие игры способствуют более полному ознакомлению с различными профессиями и применением вычислительной техники в различных областях человеческой деятельности.

Подобные занятия проводятся после изучения всех разделов программы. В последующем это “Бухгалтерия” (после освоения табличного процессора MS Excel), “Издательство” (издательские возможности MS Word и пакет Page Maker), “Библиотека” (система управления базами данных MS Access) и др.

В качестве итогового занятия по теме “Технология обработки графической информации” можно провести конкурс компьютерного рисунка. По материалу большинства изученных разделов программы можно провести викторину или конкурс кроссвордов, составленных самими учащимися. Такие занятия целесообразно проводить как итоговые в конце полугодия или учебного года. Задания, которые получают учащиеся, требуют повторения пройденного материала. Педагог выступает сначала в роли консультанта, а потом ведущего. Желательно иметь две-три интересные заготовки, неожиданные для учащихся. Это придаст игре дополнительную интригу и сделает непредсказуемым результат.

Тестирование показало, что эти занятия для детей - одни из самых любимых и запоминающихся.

Заключительным из комплекса нетрадиционных занятий является занятие - творческий отчет. На этом занятии учащиеся демонстрируют свои творческие работы, выполненные в процессе изучения разных тем программы, а также работы, принимавшие участие в различных конкурсах.

Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить учащимся стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

Однако, не следует приучать учащихся к тому, что на каждом занятии их ждут новые игры. Игра - не самоцель, она не должна проводиться только ради развлечения.

Кроме того, создавая игровые моменты на занятиях, необходимо учитывать интересы и возраст учащихся.

В заключение можно сказать, что каким бы ни было по своей форме занятие, главное, чтобы оно было интересным для учащихся, ставило перед ними конкретные задачи и помогало находить их решение, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.М.: Школа-Пресс, 1995.
  2. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982.
  3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.М.:Знание, 1983.
  4. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня: Пер.с нидерл. - М.: Прогресс-Академия, 1992.