Гласные "е", "и" в безударных падежных окончаниях имен существительных единственного числа. Коррекционное занятие

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе;
  • учить находить существительные с изучаемой орфограммой;
  • учить правильно писать гласные е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Словарная работа.

Начнем работу с повторения словарных слов.

Перед вами словарные слова уже изученные нами. Поиграем в вашу любимую игру “Найди слово в слове”. Запишите в тетрадях и подчеркните найденные слова.

Одиннадцать

Комбайн

Горизонт

Около

Метро

Дорога

2. Постановка цели.

- Что такое дорога? Мы сегодня отправимся в дорогу. А в какую?

На доске:

Туристские дороги пролегают и по лесной чаще/и , и по болотистой тундре/и, и по жаркой пустыне/и, и по равнине/и, и по горной местносте/и.

- Почему получились разные варианты при записи этих слов?

- А почему в слабой позиции?

Сформулируйте вопрос, который мы должны сегодня с вами повторить.

Правописание гласных Е и И в окончаниях имен существительных в единственном числе.

3. Работа в группах.

Задание первого уровня сложности.

Используя слова – ключи заполнить на доске таблицу “Окончания существительных в единственном числе”. Рис. 1

Рис. 1

Задание второго уровня сложности.

Составить модели, схемы “Правописание гласных в падежных окончаниях в единственном числе”.

Проверка работ.

4. Актуализация знаний.

- В каком падеже стоит имя существительное 1-го склонения, если известно, что его окончание – и?

1) В родительном;

2) в дательном;

3) в предложном.

- Имена существительные какого склонения в трех падежных формах имеют одинаковые окончания?

1) 1-го склонения;

2) 2-го склонения;

3) 3-го склонения.

- Итак, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, надо определить его…

1) Число;

2) падеж;

3) род;

4) склонение и по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.

- Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.

1) Определяю склонение;

2) определяю падеж;

3) нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием;

4) по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.

Повторяем алгоритм!

У доски:

К какому острову пристанут лодки – слова и почему?

Е       
Из Казан.   
С ветк.   
О лошад.
В Троицк.
И
По тарелк.
На дорог.
По площад.
О счасть.

Задание первого уровня сложности. Работа по индивидуальным карточкам.

Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….

Задание второго уровня сложности. Работа по карточкам.

Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание – е. Составить 3–4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание – и.

Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….

Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам.

или в окончаниях существительных.

1) Рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке;
2) стоять на опушке, на дороге, на площади;
3) ехать к дочери, к маме, к бабушке;
4) лежал на столе, на полке, на парте;
5) направляться к реке, к избушке, к площади;
6) край рощи, дороги, аллеи;
7) запах полыни, сирени, зелени;
8) просить о помощи, о поддержке, о выдержке.

Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания.

5. Обобщающий контроль

На своей дорожке нужно заштриховать нужную клетку. Рис.2.

Рис. 2

По лесной чаще, по болотистой тундре, по жаркой пустыне, соревнование в скорости, в выносливости, верен в дружбе, требует наблюдательности, осторожности, использовали в древности, служили для передачи.