Тема урока: "Реакции ионного обмена" (технология проблемно-диалогического обучения)

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Цель урока - обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Задачи:

  • формирование знаний о реакциях ионного обмена, протекающих с образованием конечного продукта;
  • развитие мышления, речи, творческих способностей, познавательного интереса к предмету;
  • воспитание активной личности: умения проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативным.

Форма работы на уроке: групповая

Ход урока

Введение новых знаний

Постановка проблемы

1. Создание проблемной ситуации

  • Тип проблемной ситуации – с затруднением
  • Тип противоречия – между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
  • Прием создания проблемной ситуации:
  • Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
  • Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

2. Побуждение к осознанию противоречия

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

3. Формулирование проблемы

В виде темы урока

В виде вопроса (подводящий к теме диалог)

Поиск решения

1. Выдвижение гипотез

  • Побуждающий к гипотезам диалог
  • Одновременное выдвижение гипотез (несколько верных гипотез)

2. Проверка гипотез

  • Одновременная проверка гипотез в группах

Воспроизведение знаний

Выражение решения

  • Выражение нового знания – запись реакций в ионном виде, формулировка частного вывода
  • Реализация продукта
  • Публичное выступление, формулировка общего вывода

Содержание урока

Актуализация знаний. На доске записаны опорные понятия: обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот, солей, оснований в свете ТЭД, ионы (катионы и анионы).

Учащиеся повторяют понятия. Самоконтроль (2 мин.).

Введение новых знаний

1. Постановка проблемы: создание проблемной ситуации с затруднением.

Шаг 1. На доске запись уравнения реакции ионного обмена.

AqNO3 + HCl = AqCl + HNO3

Все вещества записаны в молекулярном виде. Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов. Он предлагает учащимся, используя опорные знания о диссоциации веществ, написать представленное уравнение в ионном виде.

На доске появляется запись.

Aq +NO3 + H + Cl = Aq + CL + H + NQ3

Далее следует диалог.

Учитель:

- Посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?

Ученики:

- Одинаковые ионы.

Учитель:

- Если обе части уравнения содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?

Ученики:

- Она обратима.

Учитель: Что значит обратима?

Ученики приводят определение обратимости.

Шаг 2. Учитель предлагает посмотреть протекание записанной реакции на практике. Учащиеся самостоятельно в группах проводят данную реакцию. Наблюдают выпадение осадка.

2. Побуждение к осознанию противоречия: побуждающий диалог от проблемной ситуации.

Учитель:

- Что наблюдаете при проведении реакции?

Ученики:

- Выпадение осадка.

Учитель: Какое вещество выпадет в осадок?

Ученики, пользуясь таблицей растворимости, определяют, что это вещество хлорид серебра.

Учитель:

- Значит, хлорид серебра – вещество нерастворимое и поэтому выпадает в осадок. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?

Ученики:

- Она необратима.

Учитель:

- А мы сначала как думали?

Ученики:

- Мы считали, что реакция обратима.

Учитель:

- А как на самом деле?

Ученики:

- Реакция необратима.

Учитель предлагает сделать верную запись реакции. Учащиеся самостоятельно записывают уравнение.

Aq + NO3 + H + Cl = AqCl + H + NO3

Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным уравнением. Затем он предлагает ученикам подчеркнуть одинаковые ионы в обеих частях уравнения и переписать отдельно то, что осталось не подчеркнутым. Возникает запись: Aq + Cl = AqCl

Учитель поясняет, что данная запись носит название сокращенное ионное уравнение.

3. Формулирование проблемы в виде темы урока.

Учитель:

- В каком же виде мы сделали запись обменной реакции?

Ученики:

- В ионном виде.

Учитель:

- Так какая сегодня тема на уроке рассматривается?

Ученики:

- Реакции ионного обмена.

Учитель записывает тему на доске, ученики в тетради.

Поиск решения

1. Выдвижение гипотез через побуждающий от темы к гипотезам диалог.

Учитель:

- Что же необходимо знать, прежде чем, делать запись реакции ионного обмена?

Ученики:

- Необходимо определить, обратима или необратима рассматриваемая реакция.

Учитель:

- Вспомните о признаках химической реакции. Как вы думаете, в каких же случаях реакция ионного обмена может быть необратима?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель все гипотезы записывает на доске. Гипотезы: выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла.

2. Проверка гипотез. Гипотеза с выпадением осадка проверена. Учитель предлагает проверить остальные гипотезы самостоятельно в группах. Каждой группе подтверждает или опровергает свою гипотезу на практике по предложенной инструкции.

Воспроизведение знаний

1. Выражение решения. После проведения эксперимента, учащиеся, пользуясь данными эксперимента и таблицей растворимости, записывают свое уравнение в молекулярном и ионном видах в тетрадях. После этого делают вывод о протекании своей реакции до конца.

2. Реализация продукта. Отчет по проверке гипотез идет у доски. Руководитель группы делает необходимые записи на доске под записью выдвинутой гипотезы, после чего, прочитывает уравнение и делает вывод.

Итоги урока.

Учитель предлагает обобщить записи у себя в тетради и на доске и ответить на поставленный в начале урока вопрос:

- В каком же случае реакции ионного обмена протекают до конца?

Учащиеся делают вывод о протекании реакции ионного обмена до конца и записывают его в тетрадь.

Подводятся итоги урока. Учитель выставляет оценки и дает домашнее задание.

Домашнее задание: Пользуясь таблицей растворимости и конспектом в тетради придумать и записать по два примера на каждый признак протекания реакции ионного обмена до конца.