Урок-практикум "Поиск информации в сети интернет"

Разделы: Информатика


Цели:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с поисковыми системами Интернет и методами поиска в них.
  • Отработать практические навыки поиска информации в Интернет

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность при выполнении практических работ.

Воспитательные:

  • Воспитывать творческий подход в выполняемой работе.

Тип урока: практическая работа.

Материалы и оборудование:

  • компьютерный класс с выходом в Интернет;
  • программа Internet Explorer;
  • файл с адресами поисковых машин;
  • файл с описанием операторов, использующихся при создании запроса.

ХОД УРОКА

Орг. момент, постановка цели урока.

Знакомство учащихся с новой темой. Лекция учителя.

Объяснение учителем, последовательности самостоятельной работы учащихся.

Выполнение практической работы.

Подведение итогов урока.

Лекция учителя:

В Интернете содержится огромное количество информации: число документов Всемирной паутины приближается к населению Земли. В Интернете отсутствует единая систематизация ресурсов сети. Если неизвестен электронный адрес компьютера с нужной информацией, найти необходимые сведения может оказаться непросто. Хотя практически все узлы в Интернете взаимосвязаны, обнаружить нужный документ, путешествуя по сети с помощью ссылок, как правило, невозможно.

Для поиска информации обычно используют специальные сайты – поисковые машины (см. приложение №1), которые позволяют быстро обнаружить необходимые сведения. Чтобы найти нужную информацию, достаточно задать на этих сайтах ключевые слова, наиболее точно отражающие искомые сведения. Для уточнения области поиска есть возможность создать более сложный запрос из ключевых слов.

Поисковые слова

Запрос может состоять из одного или нескольких слов, разделенных пробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские слова и словосочетания. По умолчанию находятся только те документы, в которых встретились все введенные Вами слова.

Например: информационные технологии

Логические связки

Слова запроса могут быть соединены логическими связками And ("и"), Or ("или"). Вместо связок (или в сочетании с ними) могут использоваться также символы '&', '|'.

Например: информационные & технологии

Логические группы

Части запроса могут быть сгруппированы с помощью круглых скобок ( ). Возможна многократная вложенность скобок в сочетании с логическими операторами.

(информационные and технологии) or (информационные and системы)

Проверяйте орфографию

Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество каждого из слов в найденных документах (перед их списком после фразы "Результат поиска"). Какое-то из слов не встречается ни разу? Скорее всего, его вы и написали неверно.

Регистр

Некоторые поисковые сервера учитывают регистр, некоторые нет. Например:

Rambler:

Все равно, с какой буквы написаны слова запроса: с большой или с маленькой. И при построении индекса, и при поиске по запросу все заглавные (большие) буквы "понижаются".

Информационные Системы => информационные системы

Yandex:

Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос Яндексу. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "группа Черный кофе", "телепередача Здоровье".

Об операторах, использующихся при построении запроса, рассказано в приложении №2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА “ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ”

1. Запустить программу Internet Explorer.

2. Зайти на одну из поисковых систем, предложенных в приложении №1.

3. Используя операторы, описанные в приложении №2, заполнить приведенную ниже таблицу.

    Вопрос

    Ответ

    Адрес страницы

    Найти сведения о погоде на ближайшие 3 дня в городе Минусинске, Красноярске, Новосибирске.    
    Найти сервера, предоставляющие бесплатные услуги по дистанционному обучению.    
    Какой год может считаться началом эры Интернет и почему?    

4. Выполнить сравнение поисковых систем Aport, Yandex и Rambler на одинаковых поисковых запросах, предварительно сформулировав критерий успешности. Дать свое резюме.

5. Найти информацию по нескольким метапоисковым системам Рунета, дать их краткий сравнительный обзор.

Литература

  1. Крупник А. Поиск в Интернете: Самоучитель. – СПб "Питер", 2005 – 267 с.
  2. Струнин А.В. Интернет для тех, кому некогда. – М.: “Только для взрослых”, 2001 – 368 с.: ил.
  3. Якушина. Интернет для отдыха и работы. Самоучитель. – СПб.: Питер, 2005 – 240 с.