Урок биологии в 6-м классе по теме: "Посадил дед репку"

Разделы: Биология


Цели:

  1. Проверить и закрепить усвоение основных понятий по теме “Корень”.
  2. Продолжить воспитание чувства ответственности за порученное дело.
  3. Развить умение фантазировать, сочинять произведения, использовать народное творчество, на основе биологических знаний.
  4. Дать минимум эколого-технических знаний и умений для практического применения в жизни.

К этому уроку готовились долго; посмотрели материал по данной теме, делали опыты к урокам, вели аналитические наблюдения. Искали крылатые фразы, пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки по теме урока. Учащиеся выучили басни Крылова И.А. “Свинья под дубом” и “Листья и корни”, делали рекламные проспекты о растениях, чьи корни используются в пищу или в медицинских целях. Собрали полезные советы – районированные сорта корнеплодных растений, как сохранить урожай.

Приготовили дл себя листья контроля с красивыми рисунками, где обозначили фамилию, имя, класс, № задания.

Тема и № задания оценка роспись Замечание
       

Доска украшена оконцем в народном стиле, между шторками магнитная доска на ней черный фон почвы /бумага за ней спрятана нарисованная на твёрдом ватмане большая красивая репа, которая по мере выполнения задания будет расти – “вытаскиваться” из почвы/. На левом крыле доски записаны слова песни для физминутки /мотив “Калинка”/ завешены красивым полотенцем с рисунком домашних животных. На правом крыле доски – слова по теме, которые помогут детям по ходу урока лучше вспомнить и закрепить в памяти материал.

Агроном Мелиоратор Механизатор
Тракторист Агротехника Пикировка
Сухой полив Корневое давление Удобрения

У доски стол, где бюллетени, книги, брошюры, книги-малютки по теме “Корень”, пакеты с семенами и рекомендациями. Над доской портрет Пришвина.

Под столом учителя спрятана большая красивая “репка”, а внутри её спрятаны подарки детям от спонсоров.

На столе учителя – на подносе красивые крупные корнеплоды репы, проращенные семена двудольных /бобы и горох/ и пшеница,

проращенные луковицы, опыт по корневому давлению, красивое комнатное растение и леечка.

Жюри и помощники учителя - учащиеся 8 класс, члены экологического актива школы. (см. <Рисунок 1>)

Ход урока

Введение.

Учитель: Мы закончили изучение темы “Корень”, сегодня у нас необычный урок – сказка. Сказка на новый лад, в которой участвую все присутствующие. Сколько в сказке действующих лиц столько и заданий.

Далее учитель напоминает правила заполнения листа контроля, представляются гости и объявляются цели на урок.

Учитель: Вспахал дед прогретую землю и посеял репку. Вот тут то его и выбрали депутатом в Государственную думу. А вернее, сам дед надумал возродить русское народное хозяйство. Дед уехал в Москву, а выращивать репку поручил мне /бабке/, да и вас просил привлечь к этому делу, авось пригодится, ведь жизнь ваша долго продлится.

Так вот, дед велел спросить:

  1. Значение корня в жизни растений? /жюри оценивает и ставит баллы/
  2. А какие виды корневых систем бывают и чем они отличаются?
  3. Зоны корня, и их характеристика?

Учитель: Молодцы, выполнили задания дедки, оценки поставили в лист контроля; /выдвигая репку на доске/.

Репка, репонька! Родись крепенька, ни мала ни долга до мышиного хвоста.

Учитель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Некогда мне тут с вами. Парёнки вот репные да морковные деду готовлю, да носки тёпленькие шерстяные вяжу /в руках спицы и носок/, да за ростом репки слежу. А вы пока детки моё задание выполните:

Расскажите-ка друг другу правила полива растений, поставте оценку и распишитесь рядышком с ней. А один ученик, по желанию, рассказывает у доски и показывает, как правильно поливать растение с использованием леечки.

Учитель: Внучка-то в Париж укатила, фирму “О,РЕПАЛЬ” открыла. Просит написать диктант, кто успешно с её заданиями справится, того она к себе в Париж пригласит на учебу и на работу к себе пристроит.

/на магнитофоне записан красивый девичий голос/

Диктант.

  1. По имеющимся гербарным пособиям определите: какая корневая система у предложенных экземпляров?
  2. Скажите, ребятки, а что вы едите у моркови?
  3. Почву необходимо рыхлить, а как этот процесс называют агрономы?
  4. Корневая система состоит из разных частей, определите какие части у корней традесканции?
  5. Что можно определить при рассмотрении опыта “Корневое давление”?
  6. Когда ваши бабушки и мамы высаживают в грунт рассаду капусты, они всегда прищипывают верхушку корня, для чего они это делают?
  7. При производстве сельскохозяйственной продукции главную роль играет один человек, назовите его профессию?

Помощники оценивают работу и помогают выставлять оценки. Проверка проводится при помощи двух учеников, которые выполняли работу на крыльях доски.

Учитель: Внучке очень понравилась выполненная работа, и она просит выполнить второе её задание.

Сделать рекламу корнеплодным овощам и полезным корневым растениям. /Дети выполняют на альбомном листе небольшие рекламные проспекты и готовят по ним выступления/.

Жюри оценивает работу детей.

Бабка репку подправляет и приговаривает:

наша репка подрастает, мне ребята помогают.

Что-то ноги отекли, чего-то руки онемели, знать зарядки захотели.

Физ.пауза проводится под мотив песни “Калинка”, дети поют песню о репке, и выполняют упражнения совместно с бабкой и гостями.

Учитель: Отдохнули, а теперь за работушку. Жучка, ты где? Тебе же в дозор идти, репу полоть да рыхлить. Ты где? /ищет собачонку/.

Опять лень матушка одолела – ни учиться, ни трудиться, а за стол вперед всех садиться. /звонит сотовый телефон/

Бабка берёт трубку:

- Алло, это ты Жучка? Где ты? В Москве уже. Дедку охраняешь, мафию к нему не подпускаешь. Ладненько. Провести за тебя биотир говоришь и оценить его, за это гостинцы московские пришлёшь, хорошо согласная я !!!

Бабка объясняет условия проведения биотира./кто больше баллов наберет, тот больше репок вырастит/.

Биотир.

  1. Назовите верхний, рыхлый плодородный слой Земли, на котором растут растения? /почва/
  2. Самый главный, из методов обработки почвы? /рыхление/
  3. Самый верхний слой почвы? /перегной/
  4. Самая распространенная профессия в с/х, которую можно получить в Талицком агролицее? /механизатор/
  5. При помощи каких частей корневая система всасывает растворенные в воде минеральные соли? /корневые волоски/
  6. Для какой цели окучивают картофель?/для образования придаточных корней/
  7. Какая структура почвы лучше всего приспособлена для жизни растений? /мелкокомковатая/

Каждый вопрос оценивается в 4 балла. Общая сумма баллов – 28.

Биотир проверяется вместе, баллы зан6осятся в лист контроля.

Учитель: Наша репка подрастает, а мы сказку продолжаем./бабка высовывает репку /

За дверью раздается шорох, скребок.

- Ребята, кто это? /бабка открывает дверь и охает/

-Ох, Васька, что это с тобой и живот такой большой! Где ты был? Все гуляешь, нам совсем не помогаешь.

Васька: На краю поля мешок большой, красивый с мышами и овощами. Сначала было очень вкусно, а теперь мне очень больно и грустно. Ох помогите, помогите!/бабка подводит кота к стулу, усаживает, проверяет пульс/. Пульса нет, температура, придется ставить укол и пить горькую микстуру. Ребята, что с ним? Что могло произойти?

/Дети правильно отвечают, что кот не мыл овощи, поэтому в его организм попали микробы и яйца глистов, ядохимикаты, удобрения/

Учитель: Что же делать, как поступать, чтобы с вами такой беды не произошло?

/Дети говорят о правилах гигиены, мыть руки и овощи, правильно использовать и хранить ядохимикаты и удобрения, правильно варить хранить овощи/.

Учитель: обращает внимание на таблицу, где показано накопление нитратов в разных овощах.

Васька всех благодарит и уходит, а репка на глазах подрастает. (см. <Рисунок 2>)

/Слышны шорохи, писк, возня в углу класса за гостями/.

Выскакивает мышка-норушка, бегает по классу, хвалит ребятишек за знания и хорошие ответы, говорит, что без неё не обойтись.

Мышка: А теперь выполните мои задания, ваши ответы помогут вытащить репку.

Загадки, вопросы, задания.

1. Кругла, да не луна. Зелена, да не дубрава. С хвостиком, да не мышь?

2. Красный сапог в земле горит?

3. Каким овощем называют плохого человека?

4. У какого овоща, человека и куклы каменное имя?

5. Сидит красная девица, а коса на улице?

6. Какие крылатые фразы по теме “Корень” вы знаете?

  • Проще пареной репы.
  • Дешевле пареной репы.
  • Каков корень, таков и плод.
  • Зри в корень.
  • Корень учения горек, да плрод его сладок.

7. Какие литературные произведения, вы знаете, где говорится о корнях?

/Девочка или мальчик читает басню И.А.Крылова “Свинья под дубом”/

Далее имеет смысл объяснить эту басню, её понимание детьми.

8. Единственный овощ, который может произрастать в Гренландии.

9. Как вот это все назвать одним словом? /демонстрируется поднос с овощами/.

Звучит музыка, бабка вытаскивает нарисованную репку, а мышка большую тряпичную из под стола. Происходит награждение – подарки от дедки, которые находятся в большой репке.

Учитель:

Вот и сказке конец,

А кто слушал и участвовал в ней – молодец!

Знаний этих не теряйте, в своей жизни применяйте!

Бабка, Васька и мышка кланяются и прощаются с детьми и гостями.