Формирование ключевых компетентностей младших школьников посредством школьной программы "Интеллект"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

В Стратегии модернизации содержания общего образования в России, принятой в 2001 году, в качестве ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся. На это направлена и вся работа педагогического коллектива нашей школы. Мы считаем самым важным в развитии личности – способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.

С целью формирования ключевых компетентностей на первый план выходит необходимость обучить учащихся познавать. Эта работа проходит на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках учителя стараются создавать проблемные ситуации, включать учащихся в дискуссии, применять поисковую, исследовательскую работу, при которой учащиеся выполняют не самостоятельные действия, а включаются в самостоятельную деятельность.

Приобретенные знания, навыки они могут применять творчески или в другой нестандартной ситуации. Этому способствует система работы школы. Одной из программ школы является программа “Интеллект”. Ее целью является формирование ключевых компетентностей младших школьников.

Она состоит из нескольких направлений:

  • развитие творческих способностей;
  • интеллектуальное развитие;
  • психомоторное развитие;
  • формирование мотивации и социальной активности учащихся.

Развитие творческих способностей в начальной школе – одно из важных направлений. Ведь интересы у большинства детей младшего школьного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Поэтому необходимо создать учащимся условия попробовать свои силы в различных видах деятельности и выбрать интересующее их направление. В школе работают объединения дополнительного образования. Учащиеся могут пробовать свои силы в дистанционных олимпиадах. В школьном концерте “Алло, мы ищем таланты!” показывают свои таланты не только учащиеся из объединений дополнительного образования, но и самодеятельные артисты. Не важен уровень представления, важен момент самореализации, творчества.

В нашей школе с целью развития творческих способностей проводится такая работа:

Мероприятия Класс Месяц
1. Конкурс чтецов (классный, школьный) 1-4 ноябрь
2. Конкурс сочинителей (классный, школьный) 4 февраль
3. Концерт “Алло, мы ищем таланты” 1-4 ноябрь
4. Конкурсы рисунков (классные, школьные, городские) 1-4 постоянно
5. Участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде “Эйдос”:

Русский язык

Математика

Сочинительство

3-4 Ноябрь, декабрь, май
6. Работа учащихся в творческих коллективах школы: вокальном, танцевальном, изобразительного искусства, школьном театре 1-4 По расписанию
7. Участие в городском фестивале детского творчества “Радуга” 1-4 ноябрь

В каждом классе, учитель помогает учащимся и их родителям определиться с выбором творческого объединения, раскрыть потенциал школьника, развить его творческие способности.

В школе ведется большая работа по интеллектуальному развитию учащихся. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности основывается на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. В нашей школе проводятся предметные олимпиады, школьные конкурсы. На основе городской программы “Одаренные дети”, совместно с городской гимназией, мы проводим рейтинговую олимпиаду. Лучшим учащимся вручаются сертификаты с приглашением учиться в городской гимназии. С открытием компьютерного класса, подключением к сети Интернет появилась возможность участия в Дистанционной эвристической олимпиаде “Эйдос”. С появлением региональных координаторов стало возможным участие в Международном игровом конкурсе “Русский медвежонок”, “Золотое руно”, “Кенгуру”. Все желающие могут принять участие в конкурсах.

Мероприятия Класс Месяц
1. Школьные конкурсы:

“Ученик года”

“Лучший читатель”

“Самый читающий класс”

3-4

2-4

2-4

октябрь- апрель
2. Участие во Всероссийских конкурсах:

“Русский медвежонок”

“Золотое руно”

“Кенгуру”

2-4

3-4

2-4

ноябрь

февраль

март

3. Проведение библиотечных уроков 1-4 По плану
4 Предметные олимпиады по русскому языку и математике 2-4 март
5 Рейтинговая олимпиада 4 март
6 Интеллектуальные игры

“Планета знаний”

“КВН по математике”

“КВН по естествознанию и ОБЖ”

“Литературная игра”

1

2

3

4

апрель
7 Экстернат По заявлениям  
8 Работа в предметных кружках:

“Секреты орфографии”

“Эрудит”

“Занимательная информатика”

“Счастливый английский”

3-4

3-4

2-4

2-4

По расписанию

Учащиеся школы участвуют не только в соревнованиях на личное первенство, но и в командных. Такое разнообразие форм, предметных дисциплин и учет их общего развития, дает возможность всем учащимся проявить себя, показать свои знания, попробовать свои силы.

Немаловажным является и психомоторное развитие учащихся. Согласно программе проводятся: зарядка до уроков, занятия в школьном бассейне, спортивных часов, спортивные мероприятия, работает фитобар. В спортивных соревнованиях принимают участие дети с родителями, проходят соревнования школьные и между образовательными учреждениями.

Мероприятия Класс Месяц
1. Спортивные соревнования:

“Я и папа – силачи!”

“А ну – ка, мальчики!”

 

3-4

2

ноябрь

февраль

2. Школьный шашечный турнир 1-4 ноябрь
3. Праздник “Игры народов Севера” 2-4 октябрь
4 Спортивный праздник “Веселое пятиборье” 3-4 март
5 Спортивно – театрализованное представление “По дорогам былинных героев” 1-2 март

С целью формирования компетентности, которая состоит в способности и желании у учащихся учиться, в школе проводится большая работа всего педагогического коллектива: администрации, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей группы продленного дня, по формированию мотивации и социальной активности учащихся. Проводятся линейки, награждаются победители. В школе создана Аллея Славы учащихся и педагогов. Проводятся экскурсии по городу, в музей Газпрома, в городской музей, краеведческий. Уже традиционными стали мероприятия “День чести школы”, на котором чествуются лучшие ученики года по разным направлениям деятельности. Важным в формировании школьной мотивации является и участие в работе “Клуба интеллектуалов”. Учащиеся работают в классных и школьных органах соуправления.

В школе обучаются дети разных национальностей, культур, религий. Участвуя в соревнованиях, конкурсах, КВНах в одной команде, они обучаются жизни в многокультурном обществе.

Программа “Интеллект” взаимосвязана с воспитательной программой школы, рассчитана на четыре года для учащихся 1-4 классов. Она создавалась на протяжении ряда лет и призвана развивать интерес к предметам, пропагандировать хорее качество обучения. В связи с улучшением материально-технической базы школы вводятся новые формы работы с выходом на Всероссийский уровень

Мы считаем, что с помощью данной программы создаем благоприятную развивающую образовательно-развивающую среду. Только в таких условиях можно формировать ключевые компетентности младших школьников. Такая система работы соответствует изменениям в системе образования, требованиям родителей. Это помогает нашим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться в средних школах города на второй ступени образования.