Роль художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как своей собственной.

Передо мной встал вопрос: что может заинтересовать ребенка чистотой, красотой и глубоким содержанием? Это, конечно же, наша многовековая история и культура, наиболее глубоко, красочно представленная художественной литературой. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Я поняла, что воспитывать патриота – дошкольника надо на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Для достижения этой цели выделила пять основных блоков: “Моя семья”,

“Мой город”, “Моя страна Россия”, “История русского государства”, “Этот день победы”

Сценарий развлечения “Этот день победы”

Цели:

  • создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой отечественной войны на основе ранее полученных представлений.
  • воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
  • закрепить навыки речевой, игровой, музыкальной деятельности на патриотическом материале.

Дети входят в зал под марш.

Вед.

День Победы ! Долгожданный день!
Мирная небес голубизна
Помнят на земле народы, страны,
В этот день закончилась война!

Реб.

Я знаю от папы,
Я знаю от деда,
9 Мая пришла к нам Победа
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал,

Реб.

За страну родную люди
Отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем,
Павших, в доблестном бою,

Вед. 9 Мая – светлый радостный праздник. Мы с благодарностью вспоминаем Наших славных воинов защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Солдатам, матросам, лейтенантам, капитанам, генералам – мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым мирным небом. Вечная им слава!

Есть в Москве, у кремлевской стены, памятник Неизвестному солдату, возле которого всегда люди. Никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб Неизвестный солдат. Вот и горит теперь, не потухая. Вечный огонь!

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученный иль пастух –
Навек запомни здесь лежит
Твой самый лучший друг,
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.

В центр зала выходят дети в костюмах летчика, моряка.

Летчик: (разглядывая картину)

Пехота – здесь, а танки – тут,
Лететь до цели семь минут,
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.

1 й моряк: (смотрит в бинокль )

На горизонте самолет
По курсу полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!

2 й моряк:

Над кораблем алеет наше знамя,
А за кормой – лазурная волна,
Мы подрастем и станем моряками,
Защитой станем мы тебе страна!

Вед: Дорогие ребята! Все мы с вами жители прекрасной России, столица нашей Родины - Москва. Красота Москвы издавна привлекала людей. Враги хотели захватить этот город. И вот поздней осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. Москву защищала вся страна, для всех она была родной землей.

Много героических подвигов совершили защитники Москвы. Городу было присвоено звание “город – герой”.

Реб.

Хоть обойди весь мир большой,
Такой Москвы не встретишь,
И Красной площади такой, как наша,
Нет на свете.

Реб.

И не забыть нам той весны,
Что весен всех чудесней,
На Красной площади цветы,
И радостные песни.

Звучит музыка из песни “День Победы”

Вед. 60 лет назад на Красной площади, в День Победы были такие радость и ликование. Люди пели, плясали, обнимали друг друга от радости. Давайте и мы с вами сегодня. Будем веселиться!

Дети исполняют песню “Бравые солдаты

Реб.

А солдатом, чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым!

Вед.

Внимание! Внимание!
Начинаются соревнования,
Сильных, ловких, и умелых,
Будущих солдат.

Выбираются две команды по 4 человека.

Победа! И залпы гремят над Москвой,
И трубы играют, и губы поют.
Привет тебе, пахарь, салют тебе воин!
И Родине нашей трижды салют!

Задания:

1) Снайперы:

Стрельба на точность попадания мяча в корзину.

2) Перевязка раненного бойца:

девочки – санитарки, перевязывают мальчиков – раненных бойцов. Побеждает

тот, кто быстрее и аккуратнее перевяжет раненного.

3) Саперы:

Необходимо перебраться по очереди, наступая только на две дощечки.

Выигрывает та команда, которая быстрее закончит передвижение.

4) “Кто быстрее доставит донесение” (полоса препятствий)

Реб.

Спозаранку солнышко
Над землей взошло,
…………………..
………………….
Мы на речку – солнышко плещется в реке,
В лес пошли мы – солнышко с нами в сосняке,
Хорошо под солнышком,
Жить нам и расти,
Лучше нашей Родины,
В мире не найти.

Дети исполняют песню “Солнечный круг”