Урок биологии по теме: "Из рассказов знахарки Алены" (театрализованный познавательный урок)

Разделы: Биология


Цель урока:

  • в игровой форме активизировать познавательный интерес к предмету;
  • познакомить с методами народной медицины;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Действие происходит в лесу, около избушки бабушки знахарки. Аудитория оформлена в “лесном” стиле: стоит макет избушки, стулья задекорированы под “бревнышки” коричневой тканью. На стенах висят плакаты, открытки с изображением лекарственных трав, на столах лежат гербарии, стоит самовар, мед, чайные чашки. Можно включить аудиозапись с голосами птиц, звуки природы, зажечь аромолампу с пихтовым, кедровым или каким либо другим “лесным” ароматом, чтобы создать атмосферу лесной поляны.

Действующие лица: экскурсовод, знахарка Алена, травница.

Травница -

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня.
Зальется пеночка короткой, четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком.
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы иль ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать!

Учитель Представим, что мы находимся на лесной поляне, у избушки бабушки знахарки Знахари это люди, которые в давние времена лечили людей, животных. Как правило, это были потомственные лекари, которые свои знания и секреты передавали из поколения в поколение. Человек не мог стать знахарем потому, что ему просто этого захотелось. Нужно было понимать природу, слушать ее, жить с ней одной жизнью, уметь брать от нее силы, здоровье. Лечили знахари с помощью всего того, что они брали от природы - трав, кореньев, семян, меда.

Сегодня бабушка Алена и ее помощница травница расскажут нам о том, какие же растения наши предки – древние славяне – использовали для лечения различных заболеваний.

Экскурсовод – Здравствуй, бабушка! Не ты ли здесь хозяйка? Поведай нам ты о призвании своем – лечить людей от разных хворей.

Знахарка - Здоровья вам, народ честной да силы! А я вот по лесу дремучему ходила, а я вот по лугу зеленому бродила… Присяду на крыльцо и с вами поболтаю. А то и милости прошу к старушке в гости!

Экскурсовод – А что, бабуся, у тебя в корзинке: грибы иль ягоды? А может быть орехи?

Знахарка - Да полноте! У бабушки Алены корзина полная пахучею травою.

Экскурсовод – Зачем тебе трава, скажи, бабуся?

Знахарка - Зачем трава? Чтоб снадобья сготовить. От болестей, от хворостей, от порчи и от злого наговора.

Экскурсовод – Ой, бабушка, какие ж это травы?

Знахарка – Какие травы – сами угадайте, небось в лесу да поле вы каждое лето их топчете да мнете.

Экскурсовод – А ну-ка кто, знаток целебных трав?

Знахарка – Вставайте в круг и травы из корзинки под музыку в кругу передавайте. А оборвется песня – не зевайте и мне названье травки той скажите, что в этот миг в руках у вас осталась. Назвали - получайте вы листочек. А нет – не обессудьте: вон из круга. ( Игра под музыку: дети передают под музыку друг другу открытки с изображением лекарственных трав).

Экскурсовод – Смотри, бабуся, сколько знатоков!

Знахарка – Да только знают ли твои ребятки, какой недуг лечить какой травою? Хочу проверить, уж не обессудьте! Про всякую траву есть своя легенда, свое поверье, хотите мы расскажем вам? А вы скажите, какую травку я вам описала. Вот 6 названий трав: тысячелистник, мята, зверобой, кипрей, подорожник и чистотел.

Травник – А я раздам знатокам таблички с названьем трав, чтобы после каждого рассказа можно было их поднять.

Знахарка – Ну, а теперь, послушайте мой рассказ. Зовут эту траву в народе по-разному. В иных местах называют ЩЕЛКУНЕЦ. Потому как, семена ее с треском вылетают из вдруг распахнувшейся коробочки, которая образуется к осени из желтого цветка. Зовут ее ЛАСТОЧКИНОЙ травой, потому, что цветет она в ту пору, когда ласточки прилетают. Есть легенда, что ласточки соком этой травы своим еще слепым птенчикам глазки смазывают. И те вмиг прозревают. В старину люди говорили, что сок этой травы всякий металл в золото превратить может. Только сказки все это. Я-то, старая знахарка, знаю, что травка бесценна потому, что соком ее бородавки свести можно, да детушек малых в отваре этой травы купают при кожных болезнях – тельце чистое становится. (ЧИСТОТЕЛ)

Травник – А про другую травку я вам поведаю. Лечит она, говорят 99 болезней. А чаще всего ее пьют от болей в желудке. Да не всякая травка целебна, а только та, у которой на листьях пятнышки прозрачные, будто продырявленные. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная животинка поет ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы животные только белого цвета и только в солнечный день. Видно эта травка их совсем беззащитными перед солнышком делает. Вот ведь какая травка – и лечит и калечит. (ЗВЕРОБОЙ)

Знахарка – А вот вам рассказ еще занятнее. Уж, каких только названий нет у этого растения! И ПУХОВИК – потому, что его легкими семенами с пушинками в былые годы подушки набивали. И дикий лен – потому, что из стеблей его можно было вить веревки. И теплый цветок, цветок-нянька – потому, что в его зарослях воздух теплее. Сам он поселяется первым на вырубках, на огнищах и в зарослях своих другие травы и деревья нянчит. Зовут его и медовый цветок – самый сладкий мед пчелки с него носят. А какой чай на Руси с древних времен из этой травы заваривали – душистый, целебный. И даже название такое ей дали Иван-чай. Ну-ка, что это за чай? (КИПРЕЙ)

Травник – А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да тропинок. Семена свои не теряет и не раскидывает. Ждет когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Слышала я от грамотных людей, что когда жители Европы подались в Южную Америку, индейские земли завоевывать, индейцы стали обнаруживать в местах, где проходили белые, кустики неизвестной травы с широкими листьями. Стали они эту травку бояться и ненавидеть, да так и прозвали ее – “ след белого человека”. А ведь полезная, целебная травка! Поранил руку, натер ногу – приложи листок, он кровь быстро остановит и заживет ранка. Желудок ли болит – попей отвар из листьев и легче. ( ПОДОРОЖНИК)

Экскурсовод – Видишь, бабуся, сколь знают ребята, а трав в твоей корзине еще видимо-невидимо. И все целебные? А как зовутся?

Знахарка – По-разному зовутся…Вам ученые названия или простые?

Экскурсовод – Ты и ученые названия знаешь?

Знахарка – А как же! Записаны названья на листочках. Иные есть мудреные – из пары слов, а то того длиннее, Да вот они, листочки эти – в плошке. ( Несет листочки, на каждом из которых написано слово, вдруг роняет плошку, листочки рассыпаются по полу) Вот незадача! Уже не держат руки. Болят, видать перед метелью…

Экскурсовод – Листочки соберем твои, бабуся. Берите вы, ребята все по одному. И я возьму один. Что здесь за слово? “Репчатый…” Ну и названье! Такого я растения не знаю.

Знахарка – Да не названье это – полназванья. Раз репчатый, второе слово…?

ВСЕ – Лук!

Экскурсовод – Ну, что ж, тогда игра пойдет такая: вы в пары поскорее соберитесь, сложив из двух одно названье. (Начинают искать каждый свою пару)

Экскурсовод – Ну, а первые три пары, кто быстрее все сложил названье, давай, бабуся, мы отметим.

Знахарка – Отметим, только пускай еще один разочек они свою сноровку мне покажут. Я вот словечко одно взяла, да на буковки разрезала. А что за слово – угадайте по моей подсказке:

Растет она вокруг,
И враг она и друг,
Как копья волоски
Покрыли все листки.
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок.
На кожу – и смотри:
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней –
И кожа здоровей,
И волосы чисты,
Красивы и густы.
В ней витаминов клад,
Весной ее едят.

(Кто быстрее других сложит слово “крапива” получает приз – пакетик с лесными орехами)

Экскурсовод – За все спасибо, бабушка Алена! И верно, нет цены твоей корзинке. Поистине целебная она – от ста болезней тело исцеляет! Да только вот… сама-то ты хвораешь. Болят суставы, …что ж себя не лечишь?

Знахарка – Так вы ж теперь прошли мою науку – вот и лечите хворую старуху, Траву нашла я, принесла в корзинке, вы только меж других ее сыщите да привяжите мне к больным рукам-то. А я уж вас чайком да с медом угощу. Но прежде слушайте опять мою подсказку:

Большая, сильная, могучая трава
Медведь-травой” она порой еще зовется,
Еще порой зовется “ишимбарой” -
Все потому, что прогоняет бесов.
Растет на пустырях, в местах забытых.
А вот в Японии, слышь, говорят – на грядках!
А корни, говорят, вкусней моркови.
У той травы съедобны даже листья,
Но лишь весной…А впрочем, два названья
Известны той травы: одно употребляем
Пока не зацветает куст могучий
А зацветет и даст плоды, тогда уж
Другим названьем о себе напомнит.
И к человеку, и к собаке с кошкой
Прицепится – не скоро оторвешь,
Ну, кто меня полечит той травою?

(ЛИСТЬЯ ЛОПУХА)

Ребята находят в корзинке пакетик с корнем лопуха или название репейника написанное на листке бумаги.

Знахарка – Ну, что ж, покуда мы болтали, вскипел давно мой самовар. Я загодя поставила его, пока вы тут резвились да играли. Добро пожаловать – попить чайку со мною, целебного, полезного – из травок. Чтоб дал вам Бог здоровья, всем да силы!

Все пьют травяной чай с медом