Открытый урок по литературному чтению на тему: "Такая знакомая и незнакомая А. Барто"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать жизненную правду в стихотворении “Сережа учит уроки”, открыть характер героя и любовь поэтессы к своему читателю;
  • способствовать определению средств художественного изображения действительности поэтессы, уточнить понятие “ирония” и на этой основе формировать умение выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Барто, таблички “Средства художественного изображения”, карточки для групповой работы и контроля. (Приложение № 1)

Ход урока

1. Формулирование темы и постановка целей урока детьми с использованием портрета, стихотворений цикла “Игрушки” и контрольных карточек.

– Знакома вам эта поэтесса?
– А если мы вспомним:

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Или:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Или:

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Или:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, досточка кончается.
Сейчас я упаду.

– Давно ли вы знаете эти стихи?
– Значит, вы знакомы с поэтессой А. Барто?
– Определите, какое стихотворение А. Барто.
– Кто уверен, что узнал стих А. Барто?
– Получается, вы незнакомы с поэтессой А.Барто?
– Как бы сформулировали тему нашего урока?
– Можно так сформулировать?
– А какую цель мы можем поставить по данной теме?

(Дозированная помощь: с кем приятнее общаться со знакомым или незнакомым человеком; невыразительное чтение “Зайку бросила ...”)

– Понятно, что хотела нам сказать А. Барто?

Вывод:

1) научиться узнавать А. Барто в ее произведениях;

2) выразительно читать стихи А. Барто

– Поможет нам стихотворение “Сережа учит уроки”.

2. Первичное чтение учителя, слушание детей и обмен впечатлениями на основе обращения к жизненному опыту детей:

– целевая установка перед слушанием: постарайтесь запомнить, какие мысли возникнут;
– свободный обмен впечатлениями;
– встречали вы ребят, похожих на Сережу?
– что вы думаете о нем?

(Дозированная помощь: понравился Сережа или нет?)

З. Чтение и анализ стихотворения детьми с целью “открытия” характера героя, отношения автора к нему и уточнения понятия “ирония”.

– Вы высказали свое мнение о Сереже, а теперь прочитайте сами (с.1бб) стихотворение, чтобы понять, так же А. Барто относится к своему герою, как вы или нет.

(Дозированная помощь: любознательный, нелюбознательный, общительный, замкнутый, трудолюбивый, ленивый, организованный, неорганизованный, целеустремленный, слабовольный.)

– Какие черты характера увидела А. Барто в Сереже и докажите строками стихотворения.
– Какие слова повторяются в стихотворении? Прочитайте.
– Что хотела показать поэтесса таким повторением?
– Как, по-вашему, их надо читать?

(Дозированная помощь: радостно, грустно, весело, скучно, одобрительно, осудительно, серьезно.)

– Почему некоторые дети, слушая в первый раз, улыбались? (Почувствовали насмешку А. Барто над Сережей?)
– В каких словах выразилась насмешка поэтессы (попробуйте в паре найти).

(Дозированная помощь: согласны вы с

но тут как раз... покатался кстати

Но вдруг... сижу над книжкой до сих пор...

в десятый раз открыта

Как много стали задавать!

– Легко вам было найти слова, выражающие насмешку автора? Почему?

(Дозированная помощь: А. Барто высмеивает открыто или скрытно, тонко, чтобы не обидеть, или грубо.)

– Это значит А. Барто изображает Сережу с иронией, иронически.

Вывод: что же такое ирония?

1. Что высмеивает поэтесса? (Недостатки).
2. Для чего? (Чтобы стали лучше)

– В каких словах выразилась насмешка поэтессы (попробуйте в паре найти).

Физминутка

Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

4. Исследование - “открытие” изобразительных средств А.Барто в групповой и коллективной работе.

– Сейчас, ребята, мы, как настоящие искусствоведы (специалисты по искусству), открыли одно из средств (приемов, способов) художественного изображения А. Барто – иронию.

Но есть у А. Барто и другие средства. Нужно их нам знать?

– Работаем в группах, прочитайте задание.

1 группа. Нужно сделать по стихотворению диафильм. Найдите картины, кадры для него. Сколько их?

Вывод: что заметили? (быстрая смена картин).

Табличка “Динамичность изображения”

2 группа. Подчеркните какие интонации в живой разговорной речи мы употребляем. (Серьезная, грустная, радостная, веселая, растерянная)

Найдите в стихотворении строки, которые вы прочитаете с такой интонацией.

Вывод: какие А.Барто использует интонации в своих стихах?

Табличка “Интонации живой речи”

3 группа. Подготовьтесь прочитать припев гимна России, с. 117 стихотворение Майкова “Осень”, одну частушку, одну считалку, выберите, на что по своим ритмам походит стихотворение А. Барто? Почему?

Табличка “Жизнерадостные ритмы”

4 группа. Подчеркните в стихотворении непонятные слова и эпитеты. Сделайте вывод.

(возможная лексическая работа: монтер-специалист по проводке; проводка - сетка из металлической проволоки, служащей для передачи тока, пробка - электрический предохранитель от перенапряжения “пробки перегорели”; счетчик прибор, фиксирующий, записывающий затраты электроэнергии)

– Почему нет эпитетов, все слова понятны?

(Дозированная помощь: от чьего лица пишет А.Барто? Для кого? Язык детей или взрослых мы слышим?)

Табличка “Язык детей”

5. Выразительное чтение.

- Подготовка в парах
- Выразительное чтение по желанию оценка, отметка ученику
- Советы читающему
- Хоровая декламация по памяти

6. Контроль: проверим себя, более ли знакомой стала нам А. Барто.

1 вариант – карточка № 1, 2 вариант – карточка № 2 (принадлежат ли эти стихи А. Барто)

7. Итоги урока: что помогло вам узнать А. Барто?

8. Домашнее задание по выбору: выучить наизусть стихотворение “Сережа учит уроки”, найти ироничные стихи А. Барто составить “Советы Сереже”, узнать, почему Родина наградила А. Барто орденами и медалями