Решение транспортной задачи с помощью табличного процессора MS Excel

Разделы: Информатика


Тип занятия: практическое занятие.

Цели занятия:

  1. Закрепить знания учащихся по теории решения транспортных задач; на конкретных примерах сформировать у студентов умение использовать табличный процессор MS Excel в решении транспортных задач.
  2. Развивать, в условиях рыночной экономики, предпринимательские способности учащихся.
  3. Воспитывать сотрудничество в коллективной деятельности.

Межпредметная связь: осуществляется с предметом “Экономика и организация предприятия”.

Форма занятия: деловая игра – презентация-продажа услуг фирмы по решению транспортной задачи.

Оборудование: ПЭВМ, табличный процессор MS Excel. Конкурсные задания, правила игры (приведены в Приложениях).

План занятия:

1. Сообщение темы и целей урока. Распределение ролей и знакомство с правилами игры. (Приложение 1)

2. Обобщение теории транспортной задачи (Приложение 2):

  • Получение задания для работы “технического отдела”.
  • Начало конкурса “Промышленный шпионаж”.
  • Конкурс экономистов – “Наука – всему голова”.
  • Блиц-опрос главных инженеров.
  • “Реклама – двигатель торговли”.
  • Итоги конкурса “промышленный шпионаж” и работы “технического отдела”.

3. Решение задач:

  • Получение заказа фирмы (Приложение 3).
  • Решение задач на ЭВМ.
  • Предъявление работы заказчику.

4. Подведение итогов урока:

  • Получение фирмой чека (Приложение 6) и распределение финансов внутри фирмы.
  • Оценка работы в целом фирмы и ее каждого сотрудника.
  • Выполнение целей урока.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примерное время, мин.

Сообщение темы и целей урока. Распределение ролей и знакомство с правилами игры. Сообщает тему и цели урока. Объясняет роли участников и правила игры. Выбирает гл. бухгалтера.

Вручает командам “пакет” ролей и правила игры.

Слушают объяснения учителя.

Делятся на команды – фирмы.

Распределяют роли внутри фирмы.

7

Обобщение теории транспортной задачи:

Получение задания для работы “технического отдела”.

Приглашает представителей “технического отдела” и вручает им задания для самостоятельной работы. Начинают работу с программой MS Excel, устанавливают параметры надстройки “Поиск решения” для дальнейшего решения конкретной транспортной задачи.

Другие сотрудники фирмы могут познакомиться с заданием, подсказать коллегам.

2

Начало конкурса “Промышленный шпионаж”. Объясняет экспертам их задание. Находят на компьютере тест, отвечают на его вопросы.

2

Конкурс экономистов – “Наука – всему голова”. Выдает задания.

Слушает ответ с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”.

Экономисты приглашаются к доске.

(Незанятые члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего президентам будет дана возможность высказать замечания и поправить своих сотрудников).

Готовятся к ответу экономисты, на доске делают необходимые пояснения. Отвечают.

6

Блиц-опрос главных инженеров. Выдает задания.

Слушает ответ с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”.

Гл. инженеры приглашаются к доске.

(Незанятые члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего президентам будет дана возможность высказать замечания и поправить своих сотрудников).

Отвечают.

5

“Реклама – двигатель торговли”. Выдает задания.

Слушает ответ с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”.

Менеджеры по рекламе приглашаются к доске.

(Незанятые члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего президентам будет дана возможность высказать замечания и поправить своих сотрудников).

Отвечают.

5

Итоги конкурса “промышленный шпионаж”, оценка работы “технического отдела” Проверяет работу экспертов и “технического отдела”. С гл. бухгалтером “оплачивают работу”. Могут помочь коллегам ответить на дополнительные вопросы заказчика.

6

Решение задач:
  • Получение заказа фирмы
  • Решение задач на ЭВМ.
  • Предъявление работы заказчику.
Выдает “заказы” фирмам.

Следит за ходом работы, при необходимости оказывает помощь.

Проверяет работу с гл. бухгалтером, “оплачивают работу”.

Получают задания.

Решают всей фирмой.

Гл. бухгалтер подводит предварительный итог.

Полученное решение показывают заказчику, при необходимости дают пояснения.

20

Подведение итогов урока:
  • Получение фирмой чека и распределение финансов внутри фирмы.
  • Оценка работы в целом фирмы и ее каждого сотрудника.
Совместно с гл. бухгалтером оформляют чеки на оплату, сообщают результаты.

Выставляет оценки за урок.

Подводит итоги занятия.

По результатам полученного чека заполняют “ведомость на оплату”, подают ее заказчику.

Слушают.

7