Методическая разработка урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме: "Порядок начисления, учета и документальное оформление ЕСН и НДФЛ

Разделы: Экономика


Данное занятие проводится по дисциплине “Бухгалтерский учет” во 2 семестре 3 курса специальности 080110 “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)”. На данном занятии закрепляются на практике знания, полученные в процессе изучения тем “Порядок начисления и учета ЕСН и НДФЛ”, “Налог на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты налога”, “Единый социальный налог. Общие вопросы, ставки, льготы, сроки уплаты”, прослеживаются межпредметные связи дисциплин “Бухгалтерский учет”, “Налоги и налогообложение”, “Аудит”, а так же развиваются профессиональные навыки, сотрудничество в коллективной деятельности и воспитание ответственности за выполняемую работу.

Место проведения: кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.

Цели занятия:

  1. Обобщение знаний полученных в процессе изучения дисциплин “Бухгалтерский учет” и “Налоги и налогообложение” по темам “Порядок начисления и учета ЕСН и НДФЛ”, “Налог на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты налога”, “Единый социальный налог. Общие вопросы, ставки, льготы, сроки уплаты”.
  2. Развитие профессиональных навыков в ходе выполнения заданий по группам, этики бухгалтера, сотрудничества в коллективной деятельности.
  3. Воспитание ответственности за свой труд, умения сопоставлять и обобщать.

Форма занятия: Практическое занятие.

Межпредметные связи: осуществляются с предметами “Бухгалтерский учет”, “Налоги и налогообложение”, “Аудит”.

Оборvдование:

  • Набор карточек-заданий для начисления заработной платы (приложение 1) .
  • Набор налоговых карточек по начислению НДФЛ (приложение 2).
  • Набор бухгалтерских бланков расчета ЕСН (приложение 3).
  • Набор карточек - заданий на закрепление темы урока (приложение 5).
  • Методический материал по бухгалтерскому учету и налогам для проведения беседы (приложение 4).
  • Калькулятор или ПК.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

  • Сообщение целей урока;
  • Постановка задач перед студентами;
  • Сообщение критериев оценки знаний и умений;
  • Распределение на группы.

2. Повторение материала:

1) Порядок начисления заработной платы и ЕСН (приложение 1)

2) Удержание НДФЛ из заработной платы (приложение 2)

3) Нормативные документы по контролю начисления и удержания, перечисления НДФЛ и ЕСН.

4) Проведение деловой игры “Практика начисление налогов с заработной платы” (приложение 3)

  • Проведение проверки по начислению налогов;
  • Выявление искажений при начислении налогов

3. Анализ работы групп. Результаты обобщаются в таблице:

№ задания Номер группы
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
1. начисление зарплаты          
2. удержание НДФЛ          
3. начисление ЕСН          
4. проверка начисленных и удержанных налогов          
5. выявление искажений при начислении налогов          
6. Проверка предоставленных налоговых вычетов          
Итог:          

За каждое задание выставляются баллы "5", "4" , "3".

4. Вывод по занятию.

Ход урока

  Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов Примерное время, мин
Организационный момент Сообщение темы, целей урока.

Распределение на группы

Сообщает тему и цели урока.

Объясняет роль участников групп в течение урока

Объясняется оценка деятельности студентов

Слушают объяснения преподавателя.

Делятся на группы

Рассматривают таблицу

5
Повторение материала Начисление зарплаты Группам выдают карточки с заданием проверку делает с помощью калькулятора, проговаривая Выполняют задания

Сверяют свои ответы

15

5

Повторение материала Удержание НДФЛ Выдают налоговые карточки для отражения удержанного НДФЛ проверку делает с помощью ранее приготовленной записи на плакате Решают на местах

Сверяют свои ответы, оценивают свою работу

10

5

Повторение материала Начисление БСН Раздает карточки группам, объясняет задание проверку делает с помощью ранее заполненных расчетов по БСН Выполняют задание общаясь друг с другом 10
Деловая игра Проведение проверки по начислению налогов Преподаватель освящает вопросы, связанные с темой урока, объясняет правила деловой игры Студенты отвечают на поставленные преподавателем вопросы, а затем самостоятельно выполняют поставленные задачи Внимательно следят за решением задач.

Вносят результаты вбтаблицу

10

 

 

5

Деловая игра Выявление искажений при начислении налогов Преподаватель раздает карточки группам, объясняет задание проверку делает с помощью ответов Выполняют задание общаясь друг с другом при необходимости пользуясь помощью преподавателя

Проверяют работу соседней группы и оценивают ее.

15

 

5

 

    Анализ таблицы оценок    
  Вывод по уроку Выставляет оценки за урок.

Подводит итоги занятия.

Слушают. 5