Коррекционно-развивающая программа для учащихся 2–4-х классов массовой школы по развитию и совершенствованию пространственно-временных представлений

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время многие специалисты озабочены проблемой школьной неуспеваемости у детей вследствие нарушения формирования навыков письменной речи. Очевидно, что устранение нарушений письменной речи является комплексной проблемой. Эффективность её решения связана с умением разумно, сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и развитием пространственно-временных представлений.

Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи показывает, что у большинства из них возникают следующие проблемы:

  • Сложности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека.
  • Трудности в определении правых и левых частей объектов, предметов.
  • Неспособность, верно, оценить пространственное расположение объектов.
  • Затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов.
  • Трудности вербального обозначения графических направлений.

Указанные недостатки пространственных представлений сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени. В процессе обучения учеников приходится уточнять сформированные понятия об основных единицах времени, о возрасте человека. Дополнительно требуются наблюдения за временной последовательностью каких-либо действий и событий с одновременным расширением и активизацией словарного запаса.

Таким образом, для устранения недостатков чтения и письма среди учащихся начальных классов возникает необходимость проведения дополнительной работы по уточнению и развитию пространственно- временных представлений.

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 2-4 классов массовой школы по развитию и совершенствованию пространственно-временных представлений.

Цели:

  • устранение недостатков чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений,
  • повысить уровень осознанного усвоения программного материала,
  • научиться применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Задачи:

  1. Выявить и ликвидировать пробелы в знаниях об окружающем мире связанные с пространственными представлениями.
  2. Совершенствовать межполушарное взаимодействие через систему специальных упражнений.
  3. Упражнять в применении полученных знаний на практике.

Этапы:

1. Диагностический. Включает в себя

1) Анализ письменных работ учащихся на предмет следующих ошибок: зеркальное написание графем, смешения прописных букв и-у, б-д, т-п, слитное написание предлогов со словами, раздельное написание приставок со словами, ошибки при согласовании слов в сложном предложении.

2) Определение ведущей латералиты.

  • рука
  • глаз
  • ухо
  • нога

Несформированность ведущей латералиты показатель недоразвития пространственных представлений.

3) Методика “графический диктант”

4) Пробы Хеда

  • по показу
  • по речевой инструкции.

5) Последовательность во времени. Методика отстукивания ритмов.

!!!  !  !,  !!  !!!  ! ,  !  !  !!!  !,   !!  !!  !!!.

6) Рисование куба. Ребёнку предоставляется образец (куб с невидимыми гранями в виде пунктирной линии), просьба - “нарисуй такой же”

2. Коррекционный этап.

Состоит из 20 занятий, на которых уточняются;

  • представления о левой и правой частях тела
  • представления о схеме тела стоящего напротив человека
  • определяются направления в пространстве
  • уточняются пространственные взаимоотношения предметов
  • отрабатывается последовательность числового ряда
  • учащиеся упражняются в графическом и вербальном воспроизведении направлений
  • временные представления (времена года, месяцы, дни недели, сутки, часы)
  • возраст членов семьи и родственные отношения.

3. Оценочный этап.

На данном этапе оценивается эффективность проведённой коррекционной работы через следующие мероприятия:

  • повторное рисование куба
  • тест на уточнение сформированности пространственно- временных представлений. (СМ. Приложение 1)
  • итоговое занятие с самостоятельным выполнением практических заданий

Конспект итогового занятия по программе “Развитие пространственно-временных представлений”

Тема : “Космическое путешествие”

Цели:

  • Совершенствовать представления о пространственном взаимодействии объектов, зрительно моторную координацию движений, упражнять в определении направлений в пространстве.
  • Развивать кратковременную вербальную память, межполушарное взаимодействие.
  • Обогащение словарного запаса. Формировать устойчивое произвольное внимание.

Оборудование:

  • карточки со стрелкой,
  • наборы цветных карандашей,
  • набор картонных букв,
  • мяч.

Ход занятия

1. Орг. момент. Показать с помощью карточки со стрелкой названое логопедом направление: “Вправо, вниз, вправо, влево, вверх, вниз, вправо, влево, вниз”

2. Сообщение темы: “Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Проверим, все ли готовы выдержать испытания. Для этого нужно точно выполнить следующие упражнения:

А) - “Цепочка” Соединить указательный и большой палец в кольцо на обеих руках, так чтобы одно кольцо оказалось в другом. Под счёт, синхронно соединять в кольцо все пальцы на обеих руках.

- “Лезгинка”. Левую руку сложить в кулак, развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Добиваясь высокой скорости смены положений.

- “Ухо-Нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с “точностью до наоборот.”

Молодцы! Все прошли испытание.

Б) - А сей час, мы будем выбирать с вами команду пилотов по результатам теста.

  • левой рукой дотронуться до правого уха
  • правой рукой- до правого глаза
  • правой рукой- до левого локтя
  • левой рукой - закрыть правый глаз
  • левой рукой- до правого уха и т. д.

Выбрать 5 человек для второго тура тестов (работают у доски)

  • правой рукой, розовым мелом рисуем круг, а левой рукой голубым мелом нарисовать квадрат
  • правой рукой голубым мелом - цифру 8, а левой рукой розовым мелом- 2

Выбирается капитан корабля.

В) Для того чтобы научится общаться с инопланетянами, необходимо потренировать наше внимание и мышление. Капитан раздаёт цветные карандаши. Выполняется по инструкции логопеда задание в тетради.

  • Нарисовать в центре листа красный круг.
  • Справа от него синий треугольник.
  • Слева от круга зелёный квадрат.
  • Справа от треугольника жёлтый круг.
  • Справа от жёлтого круга красный квадрат.
  • Слева от зелёного квадрата красный треугольник.

Назвать: - соседа справа синего треугольника

/ - / - / слева зелёного квадрата между какими фигурами жёлтый круг и т. д.

Г) “Нам остаётся сверить расписание путешествия.” Каждому ученику выдаётся лист, на котором нарисовано 7 кругов (пронумерованных)

Превратить круги в циферблаты.

В каждом циферблате проставить время.

  1. Сбор на космодроме - 9 00
  2. Вылет - 930
  3. Первая посадка - 1215
  4. Вылет с планеты - 1435
  5. Вторая посадка - 1650
  6. Вылет со второй планеты - 1810
  7. Возвращение на землю - 2125

Д)“ Итак, мы отправляемся в полёт! Всем встать”. Выполняется гимнастика на развитие межполушарного взаимодействия.

Глаза закрыты, рот открыт, язык присосать к нёбу, кончики пальцев соединены на обеих руках, как будто держат шар. В таком положении стоять 1-минуту.

Рот приоткрыт, улыбается, язык – вправо глаза – влево, не двигая головой.

Чередовать 6-8 раз.

“Похвалим себя, какие мы молодцы!”

Правая рука гладит голову от затылка ко лбу, а левая описывает круги по животу.

Е) К нам поступило сообщение от инопланетян, они просят объяснить некоторые слова.

Расшифруйте эти слова и придумайте с каждым, словом предложение о нашей

планете. Задание выполняется самостоятельно.

А  Д  К  О  Л  П  Н

1   2   3   4   5   6   7

71 – (на)

64 –

642 –

712 –

43452 –

3 –

24 –

Ж) “Пока мы летим, предлагаю поиграть в игру “Шифровальщики”.

Капитан будет отмечать ошибки”.

Детям раздаётся по одной картонной букве ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Нужно по очереди отхлопать каждую букву названого логопедом слова

(трос, стрела, отросток, лекция, станция)

З) “Инопланетяне опять прислали нам письмо. Они просят объяснить следующие слова”:

Внук -

Дедушка -

Невестка -

Тёща -

Свекровь -

Задание выполняется письменно. В объяснении не используются заданные слова.

И) “ Теперь можно и отдохнуть.” Игра с мячом “Назови соседей”

Одному из детей бросается мяч и называется один месяц года, ребёнок должен назвать предыдущий и следующий месяц.

К) “ Только что поступило сообщение о том, что потерпел аварию космический корабль из соседнего класса. Необходимо определить координаты падения, что бы помочь потерпевшим”. Графический диктант.

- 3 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо, одна вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1вправо, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1вправо, 1 вверх, 2влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

3) На этом наше путешествие закончилось. Вспомните, что мы делали на протяжении всего путешествия, что вам понравилось больше всего, что оказалось сложным?

Список используемой литературы:

  1. О.В. Елецкая Н.Ю. Горбачевская Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи . С.-П. 2005
  2. А.Н.Корнев Нарушения чтения и письма у детей С.-П. 1997
  3. Н.П. Локалова Как помочь слабоуспевающему школьнику Издательство Москва “Ось-89” 2001
  4. А.Л. Сиротюк Коррекция обучение и развитие школьников М: Творческий центр 2002

Приложение1