Многообразие млекопитающих. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые

Разделы: Биология


Задачи:

  • на примере рукокрылых и насекомоядных показать многообразие сред обитания млекопитающих, признаки приспособленности этих животных к среде обитания; обосновать их принадлежность к классу млекопитающих;
  • продолжать развитие логического мышления школьников посредством развития навыков работы в парах постоянного состава, устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”;
  • создать условия для увлеченного учения.

Оборудования: таблицы, скелет, рисунки, иллюстрирующие многообразие представителей отрядов, слайд-фильм – рукокрылые.

I. Опросник: Самооценка отношения школьников к животным.

(При этом выявляется интенсивность личностного отношения учащихся к животным)

Инструкция для ребят: выберите один из предложенных вопросов.

  1. Животные: а) имеют значение в моей жизни; б) не всегда заслуживают моего внимания; в) они мне безразличны.
  2. Я обращаю внимание на животных: а) в любое время; б) когда мне это необходимо; в) очень редко.
  3. Из книг, которые я люблю читать: а) многие о животных; б) нет книг о животных; в) некоторые о животных.
  4. Мне приходилось вредить животным: а) да; б) нет; в) не знаю.
  5. Что касается музыкальных произведений о животных: а) могу вспомнить несколько хоть сейчас; в) не могу вспомнить ни одного.
  6. Что касается стихов о животных, то: а) могу вспомнить несколько хоть сейчас; б) писал сам; в) ни то, ни другое.
  7. Что касается изображений животных на картинках, то: а) люблю посмотреть; б) с удовольствием рисую сам; в) ни то, ни другое.
  8. О своем отношении к животным я: а) часто задумываюсь; б) не задумываюсь; в) когда как.

Рефлексия. Подведение итогов по четырем группам:

  • эгоистическое отношение;
  • малоосознанное;
  • адекватно-осознанное;
  • неадекватно-осознанное.

II. Ввод в проблему – стадия вызова.

1. Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о представителях данных отрядов.

2. Осмысление ситуационной задачи:

Недостаточность знаний для полного представления изучаемой группы животных.

3. Используем прием “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал”.

(Записи в ученической тетради и на доске)

Знаю Хочу знать Узнал
Кроты живут в земле, роют норы. Как дышат?

Какие насекомоядные живут в тропиках?

Какой вред они приносят?

Признаки приспособленности.

III. Актуализация опорных знаний.

Выполнение заданий в парах по определению математического родства:

(2б за правильный ответ. Рефлексия: Что получилось? Что не удалось?)

1. Крот Береза (родство на уровне империя жизнь)

2. Крот Амеба обыкновенная (царство животные)

3. Крот Майский жук (п/ц Многоклеточные)

4. Крот Ланцетник (Хордовые)

5. Крот Лев ( Млекопитающие)

6. Крот Собака ( Плацентарные)

IV. Мотивация деятельности учащихся.

Слова В. Брауна “Накопление знаний подобно росту дерева”.., мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных Насекомоядных.

V. Изучение нового материала.

Основные признаки отряда Насекомоядных:

Отделы Характеристика
Голова Длинная голова, удлиненная морда, хоботок – развито обоняние.
Зубы Слабо дифференцированные зубы.
Мозг Гладкие большие полушария, развиты обонятельные доли.
Покровы тела  
Виды Высокоспециализированные почвенные обитатели:
крот, златокрот, землеройки; водные – выхухоль, водные куторы, тенреки; надземные – ежи, тенреки.
Значение Ценные сорта пушнины.
Польза – уничтожают вредных насекомых, пищевые цепи.
Отрицательная роль – подрывают корни.

Рукокрылые

(Звучит текст о значении, рассматривается выставка детских рисунков)

1. Вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся.

  • Почему их жизнь сопровождает тайна? Рассмотрите в учебнике рисунок с изображением отряда Рукокрылых.
  • Какие особенности строения вы отметили? Предположение о том, в какой среде обитания живут Рукокрылые. Посмотрите слайд-фильм “Рукокрылые” и ответьте на вопросы.
  • Какие признаки позволяют отнести летучих мышей к классу млекопитающих?
  • В чем выражается приспособленность летучих мышей к полету?
  • Пользуясь рисунком, рассказать о том, чем отличается крыло летучей мыши от крыла птицы.

2. Сообщение.

Эхолокация – способ ориентирования в пространстве.

Формулируем вывод о приспособленности к среде обитания и ориентации в пространстве.

Рефлексия.

3. Работа в группах по вариантам.

I группа Теоретиков отвечает на развивающие вопросы, предложенные учителем.

II группа “Медиа” изучает предложенную учителем подборку текстов и готовят сообщения для класса.

III группа Практиков выявляют положительную и отрицательную роль представителей отрядов.

4. Рефлексивно–оценочный этап.

I. 1) Что нового и важного узнали для себя?

2) Чему научились?

3) Какие выводы сделали?

II. Самооценка, возможен подсчет баллов.

Выберите правильные утверждения:

  1. Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку.
  2. Крылья Рукокрылых – это выросты кожи.
  3. Все пальцы передних и задних конечностей ушана объединены кожистой перепонкой.
  4. Иглы ежа – видоизмененная шерсть.
  5. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями.
  6. Ехидны ведут наземный образ жизни утконосы – водный.
  7. Землеройки, кроты, ежи – животные отряда Насекомоядные.
  8. Детеныши у Насекомоядных рождаются зрячими, покрытыми шерстю.
  9. Кроты и землеройки на зиму впадают в спячку.
  10. У летучих мышей только палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла.

Домашнее задание:

Игра – тренинг:

Представим друг друга в образе изученных животных – крот, летучая мышь.

День рождения у крота (поздравление, пожелания)

“Мой дорогой друг! …”