Тема урока: "Особенности питания животных". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Задачи:

  1. расширить знания учащихся о питании животных организмов, раскрыв особенности питания и пищеварения животных;
  2. продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом и рисунками учебника;
  3. показать личностную значимость темы для школьника: человек, как и животное, питается органическими веществами, используя для приема пищи нож, вилку, ложку; воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура общения.

Оборудование:

  • таблицы: “Тип хордовые. Класс Млекопитающие” из серии “Таблицы по экологии”, “Внутреннее строение листа”, “Устьице” из серии “Вегетативные органы растений”,
  • иллюстрации животных,
  • схемы строения черепов,
  • рисунки с.48, 49 учебника

ПЛАН УРОКА.

I. Проверка знаний о фотосинтезе, о значении листа, роли листа в природе.

1. Начертите схему “Питание растений” и расскажите по ней, как питается растения.

2. 3 ученика получают карточки по пройденному материалу.

Карточка № 1.

Задания 1. Какова роль листа в жизни растительной клетки?

А. Осуществляет поглощение воды и минеральных солей.

Б. В нем происходит фотосинтез.

В. Выполняет опорную функцию.

Г. Используется животными для питания.

Д. Выполняет функцию испарения воды.

Е. Может выполнять функцию размножения.

Задание 2. Основная функция корня заключается в:

а) поглощение воды и минеральных солей;

б) передвижение органических веществ;

в) укреплении растений;

г) размножении растений.

Задание 3.

Ответьте на вопрос: Какие участки корня покрыты корневыми волосками? В чем заключается их роль?

Карточка № 2.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему трудно приживаются взрослые деревья при пересадке?
  2. В чем суть гидропонного способа высаживания растений?
  3. У растений-эпифитов корни не связаны с почвой, но как же они получают растворенные минеральные вещества, необходимые для питания растений?

Карточка № 3.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое питание?
  2. Клетки какой ткани обеспечивают питание растения на свету? В каких органах растения расположена эта ткань?
  3. У каких растений корни могут развиваться на листьях?

3. РАБОТА С КЛАССОМ. Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке: “В л… происходит процесс ф…а. Они зеленые, так как в них находится х…л, через прозрачную к..цу проникает солнечный … . В кожице есть з…ные клетки, они входят в состав у…ц. Через них внутрь листа поступает …ый газ, необходимый для …синте… в результате образуются ор…ческие …ва.

4. Задача. “Листы и корни”

В басне “Листы и корни” И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят:

Мы те,
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.

В чем была ошибка знаменитого баснописца?

5. Почему растения являются производителями? Что они производят?

II. Изучение нового материала.

1. Разнообразие животных.

На какие группы делятся животные по типу питания?

2. Группы животных, питающихся разными видами кормов.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. “Кто кого ест”

Каждое утро мы с вами начинаем с завтрака. Днем вы возвращаетесь из школы домой, где вас уже ждет вкусный обед. А там, глядишь, и ужин не за горами. Если вдруг случится так, что вы вынуждены долго ничего не есть (опоздали к обеду или кто-то, более голодный, съел вашу порцию, или вдруг очутитесь на необитаемом острове и под рукой не оказалось вилки ножа), то сил сразу становится меньше, ничего не хочется делать. А перед глазами возникают аппетитные блюда, всевозможные и невозможные вкусности. Никак нам без еды не прожить.

Как только мы поели, у нас появляется масса энергии, мы можем выше прыгнуть, дальше побежать (хотя делать это сразу после еды не рекомендуется). Некоторые, хорошо отобедав, даже поют от удовольствия. Что поделать, так уж мы устроены. И не только мы, люди, но и все другие живые организмы. Без еды-пищи жить не можем. Только каждый ест свое любимое блюдо. Для одних устрица — лакомство желанное, а другой с голоду помрет, но устрицу есть не станет. Потому что в природе у каждого свое меню. Белки собирают орехи, грибы; зайцы едят траву, кору деревьев грызут; волки зайца не прочь отведать. И это правильно. Представляете, что случилось бы, если бы все питались только зайцами? Да ни одного зайца на Земле не осталось бы! Пропали бы зайцы — погибли бы со временем и те, кто их ест. Чтобы таких печальных фактов в жизни природы не было, каждый зверь посещает свою столовую. Или ресторан. Это уж как кому повезет. Есть животные, которые питаются только растениями. Они называются травоядными. Есть и такие, которые едят других животных. Это – хищники. Те, кто ест насекомых, тоже, в общем-то, хищники, но их иногда так и называют — насекомоядные. Правда, встречаются и такие представители животного мира, которые не прочь отведать и того и другого (и можно без хлеба, как говорил толстяк и лакомка Винни-Пух). И коль едят они все – ягоды, грибы, мясо, то и название получили соответствующее — всеядные. И, наконец, существует еще одна группа живых организмов. Они питаются остатками мертвых растений, животных, тем, что в сказках именуют “мертвечиной”. Их называют мертвоядные.

РАБОТА В ТЕТРАДИ. Начертите табличку и заполните ее.

Например:

Травоядные Хищники Насекомоядные Всеядные Мертвоядные
Лось, заяц, белка Волк, лиса, куница Еж, землеройка Медведь Жук-могильщик, дождевой червяк, жук-навозник

3. Приспособления у животных для поглощения пищи.

(Работа в группах: каждая группа, используя рисунки, схемы, текст учебника готовит ответ о приспособлениях для поглощения пищи у одной из групп животных.)

4. Отличие питания животных от питания растений.

III. Закрепление знаний о питании животных

ИГРА.

Разбить детей на группы, каждая из которых представляет один из типов животных: хищников, травоядных и т.д.

Ведущий называет животное. Ребята представляющие группу, к которой оно относится, поднимают руки. Выигрывает группа сделавшая наименьшее количество ошибок.

IV. Задание на дом. Учебник, с. 60 62, 64 – 65, повторить текст на с. 46,49.