Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме типы химических реакций". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


ЦЕЛИ УРОКА.

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: актуализировать знания и умения учащихся по теме; научить выделять главное в понятии тип химической реакции; обратить внимание учащихся на расстановку коэффициентов в уравнении и составление формул.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать умение сравнивать, переходить от частного к общему; оперировать понятиями, изученными ранее.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: убедить в необходимости умения сопоставлять химические реакции по существенным признакам; знание правил ТБ; работать в парах.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с типами химических реакций; буквенная запись каждого типа химической реакции; пробирки, спиртовка, держатель, ложка.

РЕАКТИВЫ: фосфор, гидроксид меди, цинк, соляная кислота, хлорид бария, серная кислота.

ЭТАПЫ УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

II. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные вами знания по теме: “Типы химических реакций”. Покажем практические навыки осуществления химических реакций, повторим правила ТБ, вы узнаете о необходимости умения различать химические реакции по существенным признакам.

III. ЭТАП ПОВТОРЕНИЯ.

1. На доске висит плакат: “Типы химических реакций”.

Учитель: на уроках мы с вами рассмотрели 4 типа химических реакций, сейчас при помощи эксперимента, который выполнят наши лаборанты, мы рассмотрим каждый тип химических реакций, запишем уравнения, дадим определения и выведем общие формулы типов химических реакций.

Ребята работают в тетрадях, записывая уравнения и общие схемы.

2. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию горения фосфора. При этом перечисляет правила ТБ.

Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.

Вопрос учителя:

А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Соединения)

Б). Дайте определение данной реакции.

В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.

Учащийся при помощи букв составляет реакцию в общем виде.

А + В = АВ

3. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию разложения гидроксида меди. При этом перечисляет правила ТБ.

Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.

Вопрос учителя:

А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Разложения)

Б). Дайте определение данной реакции.

В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.

АВ = А + В

4. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию взаимодействия соляной кислоты с цинком. При этом перечисляет правила ТБ и правило ряда активности металлов.

Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.

Вопрос учителя:

А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Замещения)

Б). Дайте определение данной реакции.

В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.

АВ + С = СВ + А

5. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию взаимодействия серной кислоты с хлоридом бария. При этом перечисляет правила ТБ.

Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.

Вопрос учителя:

А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Соединения)

Б). Дайте определение данной реакции.

В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.

АВ + СД = СВ + АД

 Итог: Мы повторили все 4 изученных ранее типа химических реакций, составили реакции в общем виде и дали определение.

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ЗАДАНИЯ.

1. На доске висит карта – задание “Найди соответствие”.

РЕАКЦИЯ ТИП
1) H2 + O2 = H2O А) РАЗЛОЖЕНИЯ
2) BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl Б) СОЕДИНЕНИЯ
3) Mg + AlCl3 = MgCl2 + Al В) РАЗЛОЖЕНИЯ
4) KClO3 = KCl + O2 Г) ЗАМЕЩЕНИЯ
5) SO3 + H2O = H2SO4
6) Fe(OH)3 = F2O3 + H2O
7) Fe2O3 + Al = Fe + Al2O3

Задание:

1. Стрелками, показать какая реакция, к какому типу относится.

2. Доставить недостающие коэффициенты в уравнения.

Два человека работают у доски.

Остальные учащиеся получают задание аналогичное данному и работают в парах по индивидуальным карточкам.

Пары сформированы таким образом, что сильный ученик сидит со слабым и работу выполняют вместе, помогая друг другу.

V. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Для подготовки к контрольной работе нам необходимо выявить, какие еще есть пробелы и над чем нам стоит поработать дома и на дополнительных занятиях. Сейчас мы это проверим, выполнив небольшую тестовую работу.

Выполнение тестовой работе 2-х уровней сложности.

Тест по теме: “Изменения, происходящие с веществами”.

Вариант № 1.

Уровень А

1. Какой из признаков относится к признакам химической реакции:

1) таяние снега;

2) изменение цвета;

3) измельчение.

 2. Формула серной кислоты:

1) H2SO4;

2) K2SO4;

3) H2SO3;

4)H2S.

3. Какой из металлов не будет взаимодействовать с соляной кислотой:

1) Na;

2) Al;

3) Zn;

4) Hg.

4. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения;

2) разложения;

3) замещения;

4) обмена.

5. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4.

6. Реакция, имеющая общий вид типа: АВ + СД = АД + СВ относится к реакциям:

1) соединения;

2) разложения;

3) замещения;

4) обмена.

Уровень Б

7. Уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na2O + H2O = 2NaOH;

2) Na + H2O = NaOH + H2;

3) 2Na + 2H2O = 2NaOH+H2.

8. Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 равна:

1) 10;

2) 11;

3) 12;

4) 13.

9. Вещество Х в цепочке превращений: Na Na2O +H2 O X

1) NaOH;

2) Na2O2;

3) NaH.

Тест по теме: “Изменения, происходящие с веществами”.

Вариант № 2.

Уровень А

1. Какой из признаков относится к признакам химической реакции:

1) испарение воды;

2) выделение газа;

3) плавление металла.

2. Формула фосфорной кислоты:

1) HPO3;

2) AlPO4;

3) H3P;

4)H3PO4.

3. Какой из металлов не будет взаимодействовать с серной кислотой:

1) Cu;

2) Mg;

3) Zn;

4) Mn.

4. Реакция, протекающая по уравнению Cu + HgSO4 = CuSO4 + Hg относится к реакциям:

1) соединения;

2) разложения;

3) замещения;

4) обмена.

5. Коэффициент перед хлором в уравнении реакции: P + Cl2 = PCl5 равен:

1) 3;

2) 5;

3) 7;

4) 1.

6. Реакция, имеющая общий вид типа: АВ = А + В относится к реакциям:

1) соединения;

2) разложения;

3) замещения;

4) обмена.

Уровень Б

7. Уравнение реакции, соответствующее описанию взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия:

1) NaOH + H2SO4 = 2Na2SO4 + H2O;

2) Na2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O;

3) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4+2H2O.

8. Сумма коэффициентов в уравнении реакции FeCl3 + Ca(OH)2 = Fe(OH)3 + CaCl2 равна:

1) 10;

2) 11;

3) 12;

4) 13.

9. Вещество Х в цепочке превращений: Ca CaO +H2 O X

1) CaCl2;

2) Ca(OH)2;

3) CaH2

VI. ВЗАИМОПРОВЕРКА ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ.

На доске вывешиваются ключи с правильными ответами, ребята меняются заданиями и проверяют работы, выставляя оценки.

VII. ИТОГ УРОКА.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить 27–28, упражнение 4, 5 стр. 108.