Комбинированный урок – семинар по теме: "Тепловые явления" (интегрированный урок: физика + география + биология)

Разделы: Физика, Биология, География


Цели:

Образовательная:

  1. Повторить понятие тепловых явлений, температуры, внутренней энергии, закона сохранения энергии, способов изменения энергии, понятия теплопередачи и ее видов (теплопроводности, конвекции, излучения), расчет изменения внутренней энергии при совершении работы телом и над телом, при теплообмене (1 и 2 законы термодинамики), агрегатные состояния вещества, расчет количества теплоты при нагревании и плавлении, охлаждении и кристаллизации вещества, солнечной радиации, суммарной радиации.
  2. Закрепить полученные знания на примерах решения качественных, количественных, экспериментальных задач, работу с картой атласа.

Развивающая:

  1. Развитие интеллектуальных возможностей, логического мышления, обучение эффективным приемам работы с географическими картами.
  2. Развитие устной речи учащихся, познавательных способностей при решении качественных и количественных задач, расширение знаний учащихся по разделу физики “Тепловые явления”.

Воспитательная:

  1. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения, собственного взгляда на понятие внутренней энергии тела и закона сохранения энергии в окружающем мире.
  2. Содействовать экономическому, экологическому воспитанию.
  3. Воспитание бережного отношения к оборудованию физического кабинета.
  4. Привитие аккуратности записей на доске и в тетрадках.
  5. Привитие чувства организованности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодняшний урок мы посвятим Солнцу и его энергии, тепловым явлениям, которые возникают при этом, повторим все физические понятия, которые характеризуют тепловое состояние различных тел, будем решать качественные, количественные и экспериментальные задачи на применение полученных знаний по теме “Тепловые явления” на уроках физики, биологии и географии.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Индивидуальная работа.

Итак, пока мы будем работать фронтально по вопросам изученного материала, пойти к доске решать расчетные задачи по карточкам индивидуально: три ученика у доски, два – в тетрадках.

Таблица № 1.

Завтрак ученика 8 класса массой 50 кг.  
1. Котлета мясная с пюре и огурцом: 50 г. + 200 г. + 50 г. 120 ккал. + 240ккал. + 10 ккал.
2. Вода, чай: 190 г. + 2г. 50 ккал.
3. Булка с маслом: 30 г. + 6г. 90 ккал + 48 ккал.
4. Хлеб: 30 г. 60 ккал.
Норма: 600-700 ккал.  
Итого: 618 ккал.

Таблица № 2.

Расход энергии человеком в различной деятельности на 1 кг массы.

Вид деятельности. Расход энергии

в 1ч на 1 кг

    кДж. ккал
1 Подготовка к урокам. 5,4 – 6,7 1,3 – 1,6
2 Практические занятия (Лаб. раб). 6,0 – 6,6 1,4 – 1,6
3 Чтение про себя. 5,4 1,3
4 Физическая зарядка. 14,3 – 20,6 3,4 – 4,9
5 Плавание. 30,0 7,1
6 Сон. 3,8 0,9
7 Спокойное лежание. 4,6 1,1
8 Стойка “Вольно”. 7,1 1,7
9 Ходьба по ровной дороге со скоростью 5 км/ч. 13,1 – 18,4 3,3 – 3,5

Таблица № 3.

Тепловые параметры человека.

1 Нормальная температура тела человека 3 6,7 0с
  лба человека 33,4 0с
  ладони рук человека. 32,8 0с
2 Температура замерзания (плавления) крови. - 0,56 – 0, 58 0с
3 Благоприятная относительная влажность. 40 – 60 %
4 Поверхностное натяжение крови. 60 мН/м
5 Смертельная температура тела человека. 26 0с
6 Удельная теплоемкость крови. 3900Дж/кг • 0с
7 Плотность тела человека. 1036кг/м3
8 Плотность крови. 1050 – 1064 кг/м3

Карточка № 1.

Энергия животных, человека – это преобразованная энергия Солнца.

№ 1. Ученик 8 кл. массой 50 кг потратил во время утреннего завтрака приближенно 618 ккал (т. е. при окислении продуктов завтрака выделилось 618 ккал энергии). На подготовку домашнего задания в течение 4 ч потратил 260 ккал энергии. Останется ли у него запас энергии до обеденного приема пищи?

№ 2. Выполняется ли закон сохранения энергии в условиях данной задачи?

№3. На что может затратить мальчик оставшийся запас энергии?

Карточка №2.

Знаете ли вы?

В1646 г. В Италии в роскошном замке миланского герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил “золотой мальчик”. Тело мальчика покрыли золотой краской для забавы дорогих гостей. После праздника про мальчика забыли, и он всю ночь провел на каменном полу. Он потерял много тепла, сосуды расширились, температура его тела понизилась, и он вскоре умер.

- Человек даже во сне за 1 ч выделяет 4,2 Дж тепла на 1 кг своей массы. Он все время выделяет тепло.

- Если сосуды сжимаются, то нам холодно, но температура тела увеличивается и наоборот.

- Замерзший путник будет раздеваться, ощущая жар, сосуды глубоких слоев кожи расширяются, и он теряет много тепла. Происходит гибель от недостатка тепла.

№ 1. Определить какое количество тепла потерял “золотой мальчик” за ночь, если масса мальчика 50кг, средняя удельная теплоемкость крови и кожи 3900Дж/кг•0с, температура тела его охладилась от нормальной 36,6 до температуры смерти 260с.

№ 2. Почему мальчик умер?

№ 3. За счет, какого явления обеспечивается постоянство температуры организма человека?

Карточка №3.

№ 1. После окисления продуктов завтрака выделилось 618 ккал энергии. За 25 минут бега на уроке физкультуры расход энергии в мышцах составил 600 кДж энергии. Какой стала температура поверхности кожи после бега, если до бега она была 36,6?с. Внутренняя энергия мальчика составила 528 ккал. Удельной теплоемкостью считать 3900Дж/кг•0с.

№2. Как организм человека реагирует на повышение температуры?

Карточка №4.

Оказывается.

№ 1. За 5 мин. пребывания на пляже человек получает такое количество солнечной энергии, которого хватит, чтобы нагреть до кипения 4 стакана ледяной воды (1 стакан воды = 250 мл), удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг•0с. Какое количество солнечной энергии получит человек за время нахождения на пляже?

№ 2. Сформулируй и запиши математически первый закон термодинамики.

Карточка № 5.

Оказывается.

№ 1. За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватает, чтобы довести до кипения 33 л ледяной воды. Рассчитать это количество теплоты, если удельная теплоемкость воды 4200Дж/кг•0с, плотность воды 1000 кг/м3

№ 2. Сформулируй второй закон термодинамики.

Решение задач.