Урок русского языка по теме: "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное" (по технологии деятельностного метода). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • формировать у детей чувство языка (умение выражать свои мысли и понимать других);
  • познакомить со структурой и правилами написания синквэйна; развивать письменную и устную речь учащихся;
  • воспитывать духовность, чувство патриотизма, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • саженцы берёзы
  • плакат с рисунком берёзы
  • бумажные берёзовые листики (желтый, зелёный)
  • лист-помощник (каждому ученику)

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Наш урок мы посвятим русской березе – любимому дереву всех Россиян.

Опять о них, кудрявых и белесых,
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

У каждого народа есть свои любимые деревья-символы. У украинцев – калина, у канадцев – клен, а у россиян – береза.

Пожалуй, нет ни одного такого дерева, которое может сравниться с березой по количеству относящихся к нему эпитетов. В народе эту белоствольную лесную красавицу называют белой, пушистой, кудрявой, стройной, тонкой, веселой, душистой олицетворяя её с образом юной девушки в белом сарафане и зеленой косынке – символом Родины и весны.

2. Актуализация знаний.

Прочитайте на доске четверостишие:

Мы идем путем-дорогой
По ручью лесному вброд.
Под березкой белокорой
Подберезовик растет.

- Объясните значение слов вброд, белокорой.

- Спишите, обратите внимание на правильное соединение букв.

- Сколько предложений вы записали? (2)

- Найдите и назовите глаголы.

- Что вы знаете о глаголе? Составьте небольшой текст о глаголе пользуясь вопросами, записанными на листке-помощнике. (Задание 1 см. листок-помощник)

- Определите спряжение у глаголов и выделите окончания.

- Обратимся опять к листку-помощнику. Задание 2. Прочитайте глаголы. О каком предмете идет речь? Какие окончания у глаголов? Определите спряжение.

3. Постановка проблемы.

- Прочитайте словосочетания на доске.

Весна приход. т (1 или 2 ? е или и ?)

Солнышко гре. т (1или 2 ? е или и ?)

-Можно ли определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием? Попробуйте. Определить спряжение поможет глагольный суффикс. У каких глаголов мы найдем глагольный суффикс? (На доске запись меняется. )

2 2

Весна приход. т (приходить)

- На что указывает суффикс и? (на 2 спр. )

- Какая же тема сегодняшнего урока?(Как определить спряжение у глаголов, если окончание безударное. )

- Чему мы должны научиться?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Мы определили спряжение. Какая гласная пишется в окончании глагола во 2 спряжении? (и)

- (Разбираем аналогично Солнышко гре. т)

- Как же определить спряжение у глаголов с безударным окончанием? (по неопределенной форме)

-А теперь проверим совпадают ли наши выводы с правилом. Читаем правило в учебнике. (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 4 кл.)

Динамическая смена позы и зарядка для глаз. (Дети стоя слушают).

- Береза - поистине крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную избу, русскую печь, половики, курочку рябу. А кора старых берез напоминает мозолистые крестьянские руки. Именно березе посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. (С. Есенин)

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
И горят зеленые сережки,
И звенят серебряные росы.

Любит наш народ свою березоньку-красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.

- Какую пользу приносят березы? (Отдых, бумагу, дрова, посуду, мебель, сок, почки).

Загадка.

За то, что завял он зелёным в чулане,
Зимой отхлестал он хозяина в бане. (Веник)

-Зарядка для глаз. Посмотрите глазками на кружок, наклеенный на стекло окна, теперь посмотрите вдаль за окно.

5. Первичное закрепление.

- Для чего нужно определять спряжение у глагола с безударным личным окончанием? (Чтобы правильно написать гласную)

Составление алгоритма (по шагам). Дети проговаривают, учитель записывает на доске.

________ что делать? _________ и - 2

________ что сделать? _________ а,о,я,е,у - 1

- Обратимся к листочку-помощнику, задание 3а. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Комментируем по алгоритму.

6. Самостоятельная работа.

Задание 3б. Самопроверка по эталону.

7. Включение в систему новых знаний. Составление синквэйна.

- Напишем текст по особому плану.

  1. Тема. ( Береза).
  2. 2 прилагательных.
  3. 3 глагола.
  4. Предложение из 4 слов, которое выражает ваше отношение к березе.
  5. Слово-ассоциация.

8. Рефлексия деятельности.

- Чему учились на уроке? Домашнее задание на листе- помощнике.

- У вас на столе 2 листочка. Если вам на уроке было легко, интересно, комфортно, то приклейте на эту “березку” (на ватмане рисунок) зеленый листик; если вас что-то тревожило или вам было неуютно – желтый.

Пусть береза вам будет напоминать о торжестве добра, любви, здоровья. Пусть в ваших сердцах останется этот образ, пусть он всегда побуждает быть щедрыми к людям, любить землю, на которой родился, людей с которыми живешь и да поможет вам в этом Берёза! Весна пора посадки деревьев. Этот саженец березы мы посадим в школьном сквере.

Листок-помощник

Тема урока: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

1.

  • Что обозначает глагол?
  • На какие вопросы отвечает глагол?
  • Что такое спряжение?
  • Как определить спряжение глагола с ударным окончанием?

2. Идёт, цветёт, шумит, поёт, звенит, журчит (…)

3.

а)

  • встрет. . м (встретить) весну
  • пиш. . шь (писать) письмо
  • удивля. . м (удивлять) друзей
  • люб. . м (любить) школу

б)

  • шага. . шь ( ) в школу
  • чита. . м ( ) сказки
  • стро. . м ( ) пирамиду
  • изуча. . шь ( ) правило

4. Домашнее задание. Синквэйн о весне.

1 существительное ____________________

2 прилагательных ____________________________

3 глагола ______________________________________________

Предложение (4 слова) _________________________________________

1 слово-ассоциация _____________________________

Спасибо за работу!