Урок-открытие по теме "Логарифмическая функция, её свойства и график"

Разделы: Математика


Цели:

  • формирование представлений о логарифмической функции, её свойствах и графике;
  • развитие навыка самостоятельной работы с учебной литературой;
  • развитие приемов систематизации, сравнения;
  • развитие навыка анализа деятельности;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки, взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент

На доске, в качестве эпиграфа к уроку, слова А.С.Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Вступительное слово учителя о том, что учащимся самим (в очередной раз) предстоит открыть новые знания, а может быть и представления о своих ощущениях, способностях.

Любое знание или открытие будет ценным и о нём нужно будет сделать вывод в конце урока при подведении итогов.

II. Актуализация знаний

Решите неравенства:

а) 5х >5 г) loq5х<loq54
б) (1/2)х>1/2 д) loq0,2х>1
в) 7х<1 е) loq3х<0

При решении неравенств а)-в) повторяются свойства показательной функции, на доску вывешивается таблица “Показательная функция”, в которой перечислены её свойства; для решения неравенств г)-е) знаний недостаточно, возникает проблема. Для её решения необходимо изучение свойств логарифмической функции.

III. Изучение нового материала

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу на заранее подготовленных листах.

1. Ответьте письменно на вопросы:

-Является ли функция f(x)=ах возрастающей или убывающей?

- При каких условиях это выполняется?

-Является ли функция f(x)=ах монотонной?

- Является ли функция f(x)=ах обратимой?

2. Задайте функцию q(х), обратную к функции f(x)=ах, перечислите её свойства и постройте график, фиксируя результаты в следующем порядке:

  1. D(q);
  2. E(q);
  3. возрастание;
  4. график;
  5. название.

3. Обсудите результаты своей работы с соседом: сравните, выработайте общий вариант.

4. Запишите результаты вашей совместной работы на доске (если отведенное для этого место ещё не занято).

5.Сравните свои результаты с теми, что представлены на доске.

6. Дополните записи на доске, если считаете, что они не полные.

7. При необходимости задайте вопросы, уточните.

8. Сравните результаты работы с учебной информацией по данному вопросу в учебнике.

9. Сделайте вывод о проделанной вами работе.

IV. Закрепление изученного материала

1. Решаются неравенства г)-е) с подробным комментированием.

2. Если не получается, учитель предлагает рассмотреть решение логарифмических неравенств с использованием свойств логарифмической функции в учебнике, обсудить в парах. Затем ещё раз повторяется попытка решить неравенства со ссылкой на свойства логарифмической функции.

3. Анализ заданий тестов ЕГЭ: какие задания на применение свойств логарифмической функции встречаются, сколько их может быть в одном тесте, в какой части теста, что нужно знать для их выполнения. Анализ готовят учащиеся под руководством учителя.

4. Учащиеся находят в учебнике задания, аналогичные тем, что были представлены в анализе. Решение этих заданий выполняется на доске (их количество определяется в зависимости от наличия времени) со ссылкой на свойства логарифмической функции.

V. Подведение итогов

Какие математические знания были открыты вами самостоятельно?

Перечислите свойства функции у=loqах.

Что было открыто вами о себе, о своих действиях, ощущениях? Что было трудным, интересным?