Детско-юношеский туризм в контексте экологической психопедагогики

Разделы: Внеклассная работа


Детско-юношеский туризм традиционно считается одной из наиболее действенных форм экологического воспитания. Десятки километров, пройденных живописными просторами родного края, романтика жизни среди природы – казалось бы, что может быть благоприятнее для единения человека с окружающей средой? Однако педагог-эколог А. П. Букин утверждает: “Недостаток похода – в его половинчатости. С одной стороны, дети подчиняются требованиям своих организмов, с другой – втянуты в жесткий распорядок, в регламент движения… Впечатления от живописных ландшафтов стираются монотонностью движения, яркими пятнами остаются в памяти лишь привалы. Но они кратковременные… Временность стоянок (переночевали – ушли) не формирует в сознании детей стойких связей “я – природа”. Через природу дети проходят, идут как бы мимо нее” [1, с. 73].

Очевидно, проблема не в ограниченности экологического потенциала туристской деятельности и похода в частности, а в избранных приоритетах и уровне компетентности руководителя детской группы. Спортивный туризм, являющийся наиболее массовым, направлен прежде всего на выполнение разрядных требований. При таком подходе природа предстает специфическим полигоном, служащим с одной стороны источником препятствий и опасностей, а с другой – кладовой с “дарами”... Встречаемые растения, насекомые, птицы, звери традиционно разделяются на полезных и вредных, и даже возможность любования красотой природы не меняет практики потребительского к ней отношения.

Разумеется, юных туристов нацеливают не ломать ветки деревьев, не вырывать грибы с грибницей, не мусорить в лесу.… Но делают ли ребят ближе к природе эти нехитрые правила поведения?

Туристская методическая литература небогата технологическим подкреплением экофильных деклараций. К тому же, предлагаемые технологии нередко в большей степени относятся к производству, а не к воспитанию, поскольку речь идет прежде всего о создании определенного материального продукта (скажем, об обустройстве экологической тропы), а не о формировании личностных черт и качеств учащихся.

Оптимальным путем реализации экологического потенциала детско-юношеского туризма представляется системное использование в туристско-краеведческой деятельности положений экологической психопедагогики (ЭПП). В рамках этого методологического направления педагогической науки, которое начало активно формироваться в середине 1990-х гг., разрабатываются критерии отбора содержания и создания принципов, методов, форм экологического образования на основе выявленных психологами закономерностей и механизмов развития экологического сознания личности [3, с. 275].

Применение методологии ЭПП предусматривает, прежде всего, изменение устоявшейся мировоззренческой позиции, что ведет к существенной коррекции цели учебно-воспитательного процесса. Направленность ЭПП на формирование личности с экоцентрическим мировоззрением, определяющей особенностью которого является признание самоценности природы независимо от меры ее полезности для человека, не согласуется с доминирующей в настоящее время антропоцентрической по сущности ориентацией школьного и внешкольного образования на гуманизм, ставящий человека в центр бытия и придающий всему окружающему значение, смысл и ценность лишь в сопоставлении с человеком.

Направленность на формирование экоцентрического мировоззрения предусматривает отказ от когнитивной, информативной доминанты учебно-воспитательного процесса. Эффективность работы туристско-краеведческих кружков, в т.ч. и собственно экологического профиля, традиционно оценивается по степени усвоенности определенного комплекса знаний и умений. Однако исследования психологов засвидетельствовали отсутствие связи между экологической эрудицией и уровнем отношения личности к природе [3, с. 242]. Ценностные ориентации имеют сложную структуру и содержат кроме когнитивного аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты; соответственно, закономерности их формирования не совпадают с закономерностями усвоения знаний. Условием реализации экологического потенциала туристско-краеведческой деятельности является переход к ценностному обучению, ориентированному прежде всего на воспитание аксиологической сферы личности.

Соответственно, базисом для создания программ и конструирования технологии кружковых занятий должна стать разработка комплекса субъектных ценностей. С позиций ЭПП наиболее продуктивными следует считать такой синтез экологической информации и такие технологии туристско-краеведческой деятельности, которые обеспечат наиболее полное присвоение воспитанниками широкого массива ценностей природы. Анализ теоретических исследований (В.Е. Борейко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева, Х. Ролстон III, И. Т. Суравегина и др.) позволяет предложить в качестве ядра, определяющего содержание туристско-краеведческой деятельности, следующие субъектные ценности: гигиеническую и рекреационную, практическую, экономическую, познавательную, моральную, гражданско-патриотическую, историко-культурную, эстетическую, внутреннюю (самоценность).

Особого внимания заслуживает внутренняя ценность природы. Её признание может служить “лакмусовой бумажкой” для определения экологичности мировоззрения, поскольку, по выражению американского экофилософа Т. Ригана, без принятия самоценности природы экологическая этика подменяется этикой пользования окружающей средой.

Разумеется, наполнение программ эколого-краеведческих объединений должно отличаться от материала для сопутствующей экологизации кружков спортивного туризма. Но не вызывает сомнения целесообразность введения в подготовку туристов-спортсменов определенного обязательного экологического минимума. При этом базовое для традиционных экологических образования и воспитания понятие “охрана природы” в его устоявшейся трактовке с позиций ЭПП не является удовлетворительным, т.к. соответствует ресурсному подходу к окружающей среде. Очевидно, стоит ограничить и характерное для кружковых программ по экологии покомпонентное изучение экосистем и ландшафтов (кстати, тоже прекрасно вписывающееся в ресурсный подход), поскольку оно противоречит авторитетной экологической парадигме В. Д. Федорова: специфическим объектом экологии являются не отдельные особи, популяции или сообщества, а экосистемы в целом. Больше внимания необходимо уделять отслеживанию взаимосвязей как внутри биотопа и биоценоза, так и между ними.

Программы туристско-краеведческих объединений должны предусматривать использование всех путей формирования отношения к природе. Специалисты выделяют 3 тесно взаимосвязанных канала формирования субъективного отношения: перцептивный, когда основой формирования отношения служит чувственное восприятие объекта, когнитивный, когда оно складывается прежде всего на основе переработки словесной информации, и практический, при использовании которого главную роль играет непосредственное взаимодействие с объектом. Задействование каждого канала предусматривает использование специфических форм и методов работы объединения. Устоявшийся тип учебных программ не в состоянии отразить это разнообразие: в них “не вписываются” создание рисунков и аппликаций, стихов и рассказов, защита походных или экспедиционных должностей, игры, вечера… – то, что признается специалистами необходимым для успешного экологического воспитания в туристско-краеведческой деятельности [2, с. 51] и одновременно делает полнокровной жизнь детского коллектива. Очевидно, программы воспитания экологической культуры были бы гораздо полнее и системнее.

И туристско-краеведческая деятельность, и экологическое воспитание не являются жестко фиксированными для определенного периода школьной жизни ребенка. Однако психологические исследования восприятия детьми природных объектов и развития субъективного отношения к природе в онтогенезе (С. Д. Дерябо, Г. В. Шейнис, В. А. Ясвин) позволили определить возраст, который является особенно благоприятным для экологизации сознания. Это возраст 10-13 лет: именно он характеризуется наивысшими интенсивностью и доминантностью отношения к природе, причем наименее значимыми для личности являются экологические установки прагматического типа, а наиболее значимыми – экологические установки этического типа, когда природным объектам приписываются субъектные свойства и выражается готовность к практической деятельности по охране природы. К тому же, для указанного периода в целом характерно проявление отношения к природе на уровне не просто практических действий, а поступков, являющихся актами морального самоопределения [3, с. 222-225]. Поэтому, учитывая, что программы деятельности туристско-краеведческих объединений рассчитаны, как правило, на 2-3 года, чрезвычайно важно не обойти вниманием именно младших и средних подростков.

Показателем же эффективности экологизации детско-юношеского туризма являются не основательные исследовательские работы, не сотни сделанных скворечников и центнеры собранных желудей. Кружок – не научное учреждение, не мастерская и не лесничество, поэтому все вышеперечисленное может лишь косвенно свидетельствовать об успехе. Конкурс экологических агитбригад вообще стоит воспринимать так, как А. С. Макаренко воспринимал пионерское соревнование по изготовлению лучшего альбома о гражданской войне в Испании… А. П. Букин предостерегает: “ Не ряды посаженных деревьев, не мешки собранных семян – ребячьи умы и сердца – вот мерило моих успехов и поражений” [1, с. 12].

Большинство методик, предлагаемых для определения субъективного отношения к природе, – вербального характера. Но декларированные приоритеты, как известно, нередко не соответствуют реальным действиям. Поэтому целесообразно особое внимание уделить наблюдению за поведением детей как в спонтанно возникающих, так и в специально созданных ситуациях.

Перспектива дальнейших исследований в указанном направлении состоит в разработке и экспериментальной проверке соответствующих положениям экологической психопедагогики программ, методик, учебно-методических материалов к проведению занятий туристско-краеведческих объединений школьников. Одним из условий целостности экологического образования и воспитания в урочное и внеурочное время является соотнесение материала, предусмотренного программами туристско-краеведческих объединений, с наполнением предметных школьных курсов. В частности, нами осуществляется разработка методического обеспечения экологизированной деятельности кружка географов-краеведов с опорой на материал курса “ Общая география” (6 кл.).

Литература

  1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  2. Буковская Г. В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности // Педагогика. – 2002. № 5. – С. 48-51.
  3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – И/Д.: Феникс, 1996.  480 с.