Тема урока: С.Козлов "Черный омут"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • продолжить знакомство со сказками С.Г. Козлова;
  • развитие внимания к слову, языковому чутью, умению глубокого понимания произведения;
  • вызывать воображение, развивать фантазию, творческие способности;
  • через художественные языковые средства помочь понять детям глубокий философский подтекст сказки;
  • воспитывать уверенность в себе и в своих поступках, учиться мудрости.

Оформление доски: СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ КОЗЛОВ (р. 1939г.) (портрет писателя)

Названия сказок:

“В сладком морковном лесу”

“Заяц и Медвежонок”

“Правда, мы будем всегда?”

“Вольный ветер”

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Пересказ сказки “Два козлика”

У. Покажите позой взглядом, что вы готовы слушать.

Оцените пересказ. (Выразительность, правильность, актёрское мастерство)

Обобщение:

У. Что такое сказка?

(Вид занимательного устного повествования с фантастическим замыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.)

Какие бывают сказки?

Чему учит нас сказка?

(Сказка помогает нам жить, учит добру, видеть прекрасное, ненавидеть зло; учит тому, каким должен быть человек,)

2. Организационно-мотивационный этап.

Учитель включает аудиозапись песни “Я на солнышке лежу”

Учитель. Почему сейчас прозвучала эта песня?

Дети. Мы сегодня будем читать произведение С.Козлова, автора строк этой песни.

У. Да, сегодня мы продолжим знакомство со сказками С.Г. Козлова.

Сначала появились знаменитые “Львёнок и Черепаха” и не менее знаменитая песенка “Я на солнышке лежу”. Затем возникли Ёжик, Заяц и Черепаха, сказки о которых можно отнести к лучшим произведениям С.Г. Козлова.

- С какими сказками этого автора мы уже знакомы?

Дети перечисляют сказки, названия которых записаны на доске.

У. Давайте подумаем, для чего автор нашего учебника включила в него сказки С.Г. Козлова?

Д. Чтобы мы познакомились с творчеством С.Г. Козлова, знали его сказки.

У. Да, все мы видели мультфильмы “Ёжик в тумане”, “Львёнок и Черепаха”, а по чьим произведениям созданы эти м/ф, мы не знаем. Да и при чтении сказку мы воспринимаем совсем по-иному.

Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: “Приходи!”
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

- Итак, сегодня на уроке гостьей будет сказка С.Г. Козлова “Чёрный Омут”.

3. Подготовка к восприятию.

а) У. Кто знает, что такое омут?

Дети отвечают.

У. В толковом словаре так даётся объяснение слову омут.

Омут глубокая яма на дне реки или озера. (Поэтому вода в этом месте кажется чёрной.)

Судя по названию, о чём пойдёт речь в сказке?

Дети высказывают свои предположения.

У. После чтения сказки посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

б) Словарная работа.

1. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами.

ПО-СВИ-СТЫ-ВА-ЕТ - ПОСВИСТЫВАЕТ
РАЗ-УЛЫ-БА-ЛАСЬ - РАЗУЛЫБАЛАСЬ
ЗАЙ-ЧА-ТИН-КА - ЗАЙЧАТИНКА
У-ШАС-ТЕНЬ-КИЙ - УШАСТЕНЬКИЙ
О-СЫ-ПА-ЮТ-СЯ - ОСЫПАЮТСЯ

2. Читай целыми словами.

ВЕЧЕР - ВЕЧЕРЕЛО - СВЕЧЕРЕЛО

4. Чтение и анализ сказки.

Сказку читают хорошо читающие дети.

У. Кто был близок к истине, когда предположил, о чём пойдёт речь в сказке?

К какому виду сказок вы отнесёте ту сказку? Почему?

- Кто герои этой сказки?

(Кроме традиционных фольклорных персонажей: Зайца, Лисы, Волка и Филина, есть и оригинальный герой – Чёрный Омут. Вот почему слово Омут написано везде в сказке с заглавной буквы.)

У. Почему Заяц пришёл к Чёрному Омуту?

Д. Ему надоело всех бояться и он решил броситься в Чёрный Омут и утонуть.

У. Зачитайте 1-ый абзац и посчитайте, сколько раз повторяется опорный глагол БОЯТЬСЯ?

Д. 5 раз.

У. Можно ли его состояние назвать отчаянием? Объясните, почему вы так думаете?

(Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.)

У. Как подействовали слова Чёрного Омута на Зайца?

(Заяц “охрабрел”. Опорный глагол приобретает частицу “не” и превращается в антоним, который повторяется дальше, заменяясь синонимами: не испугался, охрабрел.)

У. Докажите, опираясь на текст, что Заяц “охрабрел”?

Дети перечитывают слова Зайца, адресованные Волку, Лисе, Филину. При чтении постараться передать настроение персонажей.

У. Переступивший черту отчаяния, Заяц смело идёт навстречу Лисе, Волку, беседует с Филином. Он осознаёт, что “не каждому Зайцу дано у Чёрного Омута побывать”.

У. Что вы можете сказать о характерах Лисы, Волка и Филина в этой сказке? Докажите своё мнение, используя слова из текста.

Д. Туповатый, прямолинейный Волк, встретив Зайца, “обрадовался”, “крикнул”; хитрая Лиса “разулыбалась; Важный Филин, “подумав, сказал”.

У. Интересно, как герои сказки называют друг друга. Лиса Зайца: “парная зайчатинка”, “ушастенький”; Заяц Лису: “рыжая”; Заяц Филина “старая птица”, “филин мохнатый”. В этих словах проявляется отношение персонажей друг к другу.

У. Почему Филин говорит Зайцу: “Ты уходи из нашего лесу…”

Д. “Глядя на тебя, все зайцы такими станут”

У. Прав ли Заяц, когда отвечает на слова Филина: “Не станут. Не каждому Зайцу дано у Чёрного Омута побывать…” Почему?

У. Почему осенью Заяц опять, сидя под кустом, дрожит? Найдите и прочитайте ответ в тексте сказки.

Д. “Листья шуршат и осыпаются – страшно мне”.

У. Как Чёрный Омут ответил на вопрос Зайца? Прочитайте слова Чёрного Омута вслух и прислушайтесь, какой звук повторяется?

Д. /ш-ш-ш/

У. Что помогает читателям представить повторяющийся звук /ш/?

Д. Шуршание листьев.

У. Как называется такой приём в литературе?

Д. Звукопись.

У. Как вы понимаете слова Чёрного Омута о шуршании времени? Почему Омут говорит: “…время шуршит, а мы слушаем. Всем страшно”.

Д. Время быстротечно. Его невозможно остановить. А с другой стороны, утверждает, что на смену старому (прожитому) придёт новое, жизнь продолжится.

У. Как вы думаете, почему слова Чёрного Омута опять успокоили Зайца?

Д. Сознание того, что все окружающие испытывают те же чувства, вселяет большую уверенность.

У. Встречались ли вам размышления о времени в других сказках С. Козлова? Каких?

Д. В сказке “Правда, мы будем всегда?”

У. Найдите и зачитайте в задании 10 (с. 114) слова из этой сказки.

Дети зачитывают слова и приводят примеры из книг, из жизни, говорящие о том, что ничто не проходит бесследно, на смену одному приходит что-то другое, жизнь не кончается.

У. Кого мы называем мудрым?

Д. Обладающий большим умом.

У. Можно ли назвать Чёрный Омут мудрым? Как вы будете читать слова этого персонажа сказки?

Итог.

У. Чему нас учит сказка С. Козлова? Какие житейские мудрости раскрывает автор?

Д. Через сказочный сюжет автор раскрывает нам такие житейские мудрости: отчаявшись, можно переступить ту черту, которая оставляет за собой страх; зная причину страха, легче его преодолеть; не стоит бояться и “шуршания времени”, т. к. ничто не проходит бесследно, жизнь не кончается.

6. Домашнее задание.

Пересказ сказки по картинному плану (с. 114); тетрадь – нарисовать сказочный Чёрный Омут (с. 77)

7. Рефлексивно-оценочный этап.

Дети оценивают свою работу, ставя баллы на карточке.

1. Умение высказывать свои мысли.  
2. Правильное понимание текста.  
3. Техника чтения. (Для тех, кто читал вслух)  
4. Выразительность чтения. (Для тех, кто читал вслух)  
5. Умение быть слушателем.  
Общее количество баллов.