Современные подходы к развитию речи младших школьников

Разделы: Начальная школа


“Слово – дело великое”

Л.Н.Толстой

Полноценное развитие младших школьников являются важнейшим направлением процесса обучения русскому языку.

Развивающему обучению в теории и практике последних лет уделяется развитие личности, её способностей, осуществляемое в процессе специально конструируемой деятельности ученика по усвоению знаний, навыков, умений.

Создавать в обучении оптимальные условия для становления всех жизненных сил ребёнка, которыми наделила природа, призывает и гуманно-личностный подход в педагогическом процессе (Ш.А. Амонашвили.)

В процессе исследования выявлено:

  • стойкая нелюбовь младших школьников к учебному предмету “Русский язык” (80%)
  • невысокая, как следствие, грамотность;
  • значительная перегрузка учеников учебной работой, что резко увеличивает нагрузку на память, усиливает утомляемость и снижает положительный тонус ребенка.

Как сделать ребенка добровольным и заинтересованным сотрудником учителей в обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса?

Как сделать “Родной язык” интересным, занимательным и любимым предметом ребёнка?

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.

Для выявления отношения школьников к учебной деятельности проведена анкета.

Результаты её таковы: игровую деятельность выбрали 12 человек; учебную - 11, трудовую - 3 ученика.

Из диаграммы видно, что у учащихся преобладает игровая форма деятельности; затем учебная и трудовая.

При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается

При закреплении и проверки знаний на уроке русского языка провожу игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Детям эта игра нравится, так как кроме всего прочего приучает их к правилам этикета в гостях и является элементом здоровьесберегающей технологии.

Дидактическая игра помогает учителю оживить уроки русского языка, способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребёнка и готовит его к вступлению в завтрашний день.

В структурном отношении развивающее обучение представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специальными знаниями и навыками, необходимыми для поиска новых способов действий. При этом важным этапом является актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальнейшего обще личностного развития учащихся

Для более быстрой и качественной диагностики этих процессов служит дидактические тесты или тесты школьных достижений.

Сегодня популярны тесты, тем более, по окончанию школы ребята сдают ЕГЭ в форме тестов, поэтому, я считаю, что подготовку к ним учащихся нужно начинать с начальной школы.

В современной науке под дидактическим тестом понимается набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающих степень усвоения его учащимися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обучения, характеризующийся такими параметрами, как надежность, объективность

В условиях развивающего обучения возможно применение различных типов тестов. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Другой тип тестов используется для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний.

Тесты школьных достижений проверяют исключительно конкретные знания и наряду с другими методами являются эффективным средством контроля.

Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам. Каждый ребенок по природе - творец, мечтатель и фантазер. Уверена, представь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи!

Хочу привлечь внимание коллег к особой актуальности этого вопроса и поделиться интересным видом работы, исследование слова.

Ещё на уроках обучения грамоте даётся представление о слове, как комплексе звуков, имеющим значение.

Дети знакомятся с основными лексическими понятиями: слово, значение слова (знакомство с толковыми словарями), многозначные слова, слова-“родственники”, слова-“друзья” (синнимы); слова противоположные по значению (антонимы); группа “волшебных” слов

  • творческая деятельность учащихся состоит в следующем:
  • исследовательская деятельность;
  • моделирование лексических отношений и структур;
  • конструирование;
  • критический анализ
  • творческие работы;
  • составление собственных словариков

В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота и точность выбора слова.

Вспомним: как говорил Л.Н.Толстой: “Слово – дело великое”.

Понаблюдаем, как живет слово в сказке, в маленьком рассказе, стихотворении, песне.

Использую все виды словарей. Вспомни, найди, придумай сам…

Например: Беру любое слово (слово дождь).

Работаю по плану. (план имеет каждый ученик)

1. Лексическое значение слова (в толковом словаре)

  • Дождь. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
  • Дождь льёт как из ведра.

(Переносное). О чем-нибудь, падающем во множестве. О чем-то сыплющемся во множестве.

Искры сыплются дождем.

2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).

3. Слова-родственники.

  • дождик
  • дождичек
  • дождище
  • дождинка (капля дождя)
  • дождевой
  • дождливо

4. Слово и его друзья – синонимы (в словаре синонимов)

5. Слово и его “враги” – антонимы (в словаре антонимов).

6. Омонимы (в словаре омонимов)

  • Дождевик – пальто из непромокаемой ткани.
  • Дождевик – шарообразный гриб, быстрорастущий в дождливое время.
  • Дождливый – с частыми, непрерывными дождями.
  • Дождливая осень.
  • Дождевание – искусственное орошение путем разбрызгивания воды.
  • Дождевальная машина.
  • Дождемер – прибор, для измерения количества атмосферных осадков.

7. Слово – во фразеологических оборотах.

“Как грибы (после дождя)”. Расти, появляться очень быстро и в изобилии.

8. Слово - в русском фольклоре: пословицах, поговорках, загадках, легендах, сказ- ках, в русских народных песнях.

Загадки

Ног-то нет, а он идет,
Глаз-то нет, а слезы льет,
А как придет, да как расплачется,
Все под крышу прячутся.

Он пришел, наполнил кадки
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.

Пословицы

  • Весенний дождь лишним не бывает.
  • Дождь не потеря, а находка.
  • Дождь прибьет, солнышко поднимет.
  • Как в мае дождь, так будет рожь.

Веселые стихи

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому. (Е.Благинина.)

Добрый дождик.

Однажды я шел по тропинке лесной,
Вдруг чувствую – дождик идет за спиной.
Я шагу прибавил – скорее домой!
А дождик вприпрыжку помчался за мной,

Тогда я сказал, обернувшись к нему:
Позволь мне вернуться домой одному!
Я знаю – бывают, упрямы дожди,
Но этот ответил: “Ну ладно, иди!” (В, Друк).

Заклички

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь, поливай!

Дождик, дождик,
Дождик, лей.
Нам с тобою
Веселей.
Не боимся
Сырости,
Только лучше
Вырастем

Потешки

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.

9. Слово в названиях произведений литературы (поэзия, проза). А.Н.Майков “Летний дождь”, А.А.Фет “Весенний дождь”

10. Слово в названиях картин художников. Картина Ф.А.Васильев “Перед дождем”.

11. Слово в детском речевом творчестве. (Собственные стихи, рассказы, сказки)

12. Слово в иллюстрациях, рисунках. (Нарисуй свое слово)

К этой исследовательской работе привлекаю всю семью детей. Итоговое творческое задание, дети представляют на НОУ (научное общество учеников).

Презентацию провожу на итоговых уроках русского языка или “Литературная гостиная”, (приглашаю родителей учащихся).

Особенный интерес для детей представляет ролевая игра, которая помогает детям четко усвоить новое понятие. Например, тема: “Родственные слова”. В системе изучения данной темы важно, чтобы школьники усвоили понятие и только потом подошли к осознанию морфологического принципа правописания в русском языке: все значимые части слова сохраняют одинаковое написание независимо от произношения

На уроках русского языка использую элементы устного народного творчества: загадки, пословицы, песни, сказки – всё это является непревзойденным образцом фольклора как искусства слова. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение к урокам, а необходимые условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.

Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.

Приложение

Литература:

  1. Мали Л.Д. Арямова О.С. Климова С.А. Пескова Н.С. “Речевое развитие младших школьников”, Пенза,1993г.
  2. Волина В.В. Откуда пришли слова: “Занимательный этимологический словарь”.М. 1996г.
  3. Давыдов В.В Проблема развивающего обучения. М.1986г.