Информационный практико-ориентированный проект: "Загляните в глаза: тайны, здоровье, культура общения". 6-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6


Цели:

  1. познавательная – пробудить интерес к самостоятельному поиску информации о глазах человека;
  2. обучающая – создать информационный, практико-ориентированный проект на основе новых знаний о глазах человека;
  3. здоровье с 6ерегающая – освоить гимнастику для глаз, предупредить повреждения и травмы глаз;
  4. развивающая – развивать речь и культуру мимического поведения, обогащать словарный запас;
  5. воспитательная – воспитывать доброжелательность, умение слушать и поддерживать контакт с собеседником.

Оборудование:

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • карточки с заданиями,
  • памятки с упражнениями для снятия утомления глаз.

Подготовка к мероприятию велась по группам: любознайки, офтальмологи и служители этикета.

Звучит музыка – песня “Черные глаза”.

Ход мероприятия

1) Вступительное слово учителя: Принято считать, что здоровье человека зависит от того, чем он дышит, какую ест пищу и пьет воду. И лишь совсем недавно выяснилось: наше психическое и физическое состояние во многом определяется еще и тем, что мы видим. Визуальная среда влияет на орган зрения человека, оказывая воздействие и на его самочувствие. Эта среда является одним из важных факторов, особенно если учесть то, что 80% информации человек получает посредством зрения.

Прав был В. Шекспир, который написал:

Известно глазу все, что я люблю,
И он умеет чашу приподнесть,
Чтобы пришлась по вкусу королю.
Пусть это яд, - мой глаз искупит грех:
Он пробует отраву раньше всех!

2) Итак, давайте заглянем в глаза. Слово предоставляется офтальмологам. (Слайд “Строение глаза” - комментарий ученика)

Приложение

А) Крутится-вертится шар.... Шарообразная форма нашего ока позволяет ему быть большим непоседой – вращаться слева направо, вверх вниз и вокруг оси, совпадающей с оптической осью глаза. Да еще и глазодвигательные мышцы не дают егозе ни минуты покоя – крутят его по тем же направлениям. Считается, что мышцы вокруг глаз самые быстродействующие.

Осматривая предмет, глаз делает до 120 скачков в минуту, а длительность каждого составляет всего лишь несколько сотых долей секунды! Глазодвигательные мышцы выполняют еще одну задачу – помогают хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном от нас расстоянии. Ясное и четкое видение двух объектов сразу, например, книги на столе и деревьев за окном, обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика.

Сетчатка глаза – видящая ткань, передний край мозга. Она первой воспринимает свет, обрабатывает и преобразует его энергию в раздражение – сигнал. В нем закодирована вся информация о том, что видит глаз.

Учитель: А что вы узнали о тайнах глаз? (Выступление группы “Любознайки”)

Б) Карий, зеленый, серый, голубой....

Наука сравнительно недавно выяснила, чем обусловлен цвет наших глаз: толщиной пигментных слоев радужки и содержащимся в них меланином. Чем больше этого вещества, тем темнее очи.

Исследования офтальмологов позволили предположить, что пигментные слои защищают глаза от опасного солнечного излучения. И что любопытно: радужка голубоглазых пропускает больше света, чем кареглазых. Значит, их глаза хуже переносят яркий солнечный свет. Ведь не случайно серо-голубой цвет глаз преобладает в северных странах, коричневый – в южных, черный – в экваториальных.

Казалось бы, в эту модель не вписываются коренные жители Крайнего Севера – темноглазые эскимосы, ненцы, чукчи. Но представьте себе снежный покров в этом регионе. Как громадное зеркало, он отражает до 95% солнечных лучей. Природа защитила человека от этой слишком агрессивной световой среды – темные глаза, черные волосы, смуглая кожа.

Загадка природы: самые зоркие глаза – серые. И среди спортсменов-снайперов сероглазых большинство. Встречаются люди с разноцветными глазами. А вот тот факт, что среди самых высокооплачиваемых манекенщиц немало зеленоглазых, объясняется просто. Красавицы изменили цвет радужки на столь редкий – зеленый с помощью косметических контактных линз, что, однако, небезвредно.

В) Классификация взглядов

Существует немало классификаций типов взгляда. Одну из них предложил профессор Г. Демирчоглян, руководитель Центра зрительной профилактики и спортивного зрения при Всероссийском НИИ физической культуры и спорта.

Прямой взгляд говорит о заинтересованности и уважительном отношении говорящего к собеседнику, о том, что он считает его равноправным партнером. Как правило, у человека, который так смотрит на других, прямой характер, он уверен в себе. Славу железной леди укрепили за Маргарет Тэтчер не только волевые черты ее характера, но и цепкий взгляд, кстати нехарактерный для женщин.

Взгляд прищуренным глазом может выражать недоверие, выдать скрытые злые намерения, коварство. Человек, который смотрит на собеседника прищурившись, хочет выяснить его планы, но скрыть свои.

Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо вовсе его отсутствие.

Широко распахнутые глаза вызывают доверие. Так смотрят на зрителей некоторые обаятельные актеры и хитрые торговцы: “В нашей фирме сегодня рекламная распродажа...” Взглянув в глаза уличного коробейника, покупатель неожиданно для себя самого достает кошелек.

Косой взгляд можно трактовать по-разному: либо человек неуверен в себе, либо тайком наблюдает за собеседником.

Глаза в глаза смотрят влюбленные. Такой взор – серьезное испытание для того, кому адресован. В восточной поэзии о таких нескромных взорах писали очень цветисто:

Ты мой дворец! Для глаз нет ничего милее.
Ступай в мои глаза, любимая, смелее.
Но берегись ресниц! Заденешь хоть одну –
И занозишь ступню неосторожно ею.

Взгляд исподлобья по классификации Чезаре Ломброзо характерен для преступников и дегенератов. Но, думается, знаменитый криминалист упрощал человека: набыченный взгляд скорее просто выражает недовольство, несогласие, презрение и недоверие.

Взгляд, сосредоточенный на чем-либо на небольшом расстоянии, говорит, что перед вами задумчивый, погруженный в собственный мир человек. Иногда этот взгляд выражает безразличие к собеседнику или к разговору.

Учитель: очки скрывают взгляд

Г) Солнцезащитные очки

Родиной очков считается Венеция – именно там в конце ХIII века был открыт секрет производства прозрачного стекла. Охранялась тайна строго: кто разгласит ее – смертная казнь. Лишь через несколько столетий “ноу-хау” стало доступно иностранцам.

А самые старые очки были найдены в гробнице фараона Тутанхамона – пара коричневых стекол, в которые вплавлена бронзовая проволока, выполняющая роль дужек. Возможно, это и были первые солнцезащитные очки. В Древнем Китае судьи носили очки с затемненными стеклами, чтобы во время процесса никто не мог видеть выражение их глаз.

Д) Иллюзия восприятия

Если бы человек в равной мере воспринимал бы все. Что его окружает, он оказался бы не способен ориентироваться в мире. Наше восприятие очень избирательно. Обычно лишь значимое для нас в данный момент схватывается ясно и четко. Остальное же служит фоном, менее отчетливым.

Люди всегда отдают предпочтение тому, что связано с их потребностями, склонностями, интересами, ожиданиями и целями. Даже восприятие одних и тех же вещей – картины, спектакля – у каждого свое, да и в разные периоды жизни оно меняется. Мир предстает перед нам и не столько таким, какой он на самом деле, сколько таким, каким мы хотим его видеть.

Внимание: слайды! (Приложение )

Е) Учитель: притча

3) И вновь слово берут офтальмологи: что такое иридология?

А) А всевидящий знал об этом...

О том, что можно распознать болезни по радужной оболочке глаза – ирису, ученые догадались давно. Слава первого иридо диагноста приписывается жрецу египетского фараона Тутанхамона, который брал цинковую или никелевую пластинку, покрывал особой серебристой жидкостью и подносил к глазу больного. После химической обработки поверхности пластины на ней появлялось цветное изображение, по которому жрец догадывался о причине недуга. Сегодня для иридодиагностики применяется сложная компьютерная техника.

Б) Повреждения и травмы. Причины нарушения зрения

В) Гимнастика для глаз

Памятка

Эти упражнения быстро снимают утомление глаз и улучшают кровообращение в них.

  1. Сидя крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем широко откройте их на 3-5 секунд (повторите 6-8 раз).
  2. Сидя быстро моргайте в течение 1-2 минут.
  3. Стоя смотрите прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поднимите палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд (10-12 раз). Если пользуетесь очками, выполняйте упражнение, не снимая их.
  4. Сидя тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, спустя 1-2 секунды отнимите пальцы (3-4 раза).

ПОМНИТЕ:

- Настольную лампу ставьте всегда слева и так, чтобы страницы тетради или книги были освещены равномерно, без теней, которые очень утомляют глаза. При этом прямой свет от лампочки не должен бить в глаза.

Учебник держат не у носа! Лучшее расстояние от глаз до книги приблизительно #) см. Не держите книгу на груди или на коленях. В этом положении вы не сможете дышать глубоко и ритмично. Читая, расслабляйте веки, старайтесь придать мягкость взгляду, не хмурые брови. Мигайте часто— этим вы поддержите достаточную увлажненность роговой оболочки глаза и избежите появления неприятных ощущений покалывания – “соринки в глазу”.

- Время от времени меняйте расстояние от глаз до книги: пододвигайте или отодвигайте стул, на котором сидите, откидывайтесь на его спинку или выпрямляйтесь. Причем действуйте инстинктивно, подобно тому как вы вытягиваете ноги, если они затекли.

- После задачек по математике не стоит “расслабляться” за компьютером. Лучше погулять на свежем воздухе. У монитора (как и у телевизора) глаза не отдыхают, а совсем наоборот!

-Возможно, заниматься лежа на диване и менее утомительно, но только не глаз. Лежа трудно “выдерживать” нужное расстояние до книги. Это утомляет, ослабляет глаза и может способствовать близорукости.

- Ничто не снимает зрительную нагрузку лучше, чем физические упражнения. Для малышей это подвижные игры, для подростков – парочка упражнений: приседания, подтягивания, прыжки.

- Глазам, особенно весной, очень нужны витамины. Выручают цитрусовые и, конечно, поливитаминные препараты.

И еще два упражнения для усталых глаз:

1. На оконное стекло наклейте черный квадратик размером в клеточку школьной тетради. Попросите ребенка, прикрыв один глаз, 30 секунд смотреть на него с расстояния 30 см, а затем на 30 секунд переводить взгляд вдаль, за окно. Упражнение нужно повторять 2-3 раза в день по 4-5 минут каждым глазом.

2. Повращайте глазами сначала по часовой стрелке, потом против. Упражнение делают дважды или трижды в день: сначала 4-5 раз, затем постепенно увеличивая “вращения” до 12-15.

Прекрасный тренажер для глаз – коробочка с нитками для домашнего рукоделия. Перебирая разноцветные пасмы мулине или катушки, вы тренируете цветовое чувство. Доказано: повышение цветовой чувствительности – признак снижения общего и мозгового утомления. Усталость можно снять, и отправившись на художественную выставку или просто полистав альбом с цветными репродукциями.

Если несмотря на все старания зрение стало ухудшаться, обязательно посоветуйтесь с офтальмологом!

Эти памятки остаются вам, дома прикрепите их на видном месте, повторяйте упражнения!

4) Выступление служителей этикета.

А) Взгляд с точки зрения этикета

При общении людей разных национальностей нужно учитывать и такую “мелочь”, как взгляд. Арабы, латиноамериканцы, европейцы направляют свой взгляд на собеседника, но длительность взгляда у них разная. Русские, шведы смотрят дольше, чем англичане. У других народов невежливо смотреть в глаза, поэтому они направляют взгляд в сторону.

Вот почему направленный прямо в глаза взгляд русских воспринимается многими восточными народами как невежливость, дерзость. А взгляд в сторону, являющийся нормой для людей многих национальностей, воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними.

Б) Как нужно смотреть, чтобы общение получилось?

Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не “пустыми глазами”, а внимательно и заинтересованно. Если у собеседника “бегают глаза”, создается впечатление. Что он говорит неправду, если отводит глаза, кажется, что он неискренен, что-то утаивает и т.п. Можно сказать, что глаза слушателя показывают “температуру” разговора. А вот в японском этикете правила слушания несколько иные. Например, при официальных отношениях нижестоящему не разрешается смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как вызов, дерзость, непочтение. А чтобы подтвердить свое внимание во время разговора, японцы выработали специальный прием: они все время кивают головой и говорят “хай” (да). Американцы, европейцы воспринимают такое этикетное поведение в соответствии со своими нормами, поэтому их нередко шокирует отказ японцев в конце разговора. Как же так, в продолжение всего разговора кивали головой, говорили”да” и вдруг дали отрицательный ответ.

В) Как овладеть магнетическим взглядом

Во время разговора с человеком смотрите на его переносицу. При этом вообразите, что видите там маленькую точку, которая символизирует все слабые стороны характера собеседника. Ее и разглядывайте. Но как только заговорит он, отведите взор – например, рассматривайте его одежду, при этом выслушивая собеседника с почтением. Вновь вступив в разговор, опять поднимите взгляд на воображаемую точку. Постарайтесь делать это незаметно. Будьте уверены, вы произведете неизгладимое впечатление.

Такой взгляд называется “центральным”. И его успешно используют бизнесмены и политики во время деловых переговоров, когда им нужно склонить партнера на свою сторону. Считается, что “центральным” взглядом обладали многие известные личности. Немногим из приближенных удавалось выдержать магнетизм “высоких” очей Ивана Грозного. А необычайно сильный, тяжелый и напряженный взгляд Сталина? “Вождь народов” не любил тех людей, кто выдерживал его надменный взор.

Г) Разговор глаз

Известное выражение “Глаза – зеркало души” передает роль, которую играет в процессе общения визуальный контакт. Мы легко распознаем взгляд веселый и грустный, отчаянный и уверенный, любящий и злобный. Почему глаза, орган, предназначенный совсем для другой функции, столь выразительны, пока неизвестно. Психологические исследования показывают, что люди склонны больше смотреть на тех, кто им нравится. Так что сама направленность взгляда нередко служит показателем отношения одного человека к другому.

Женщины чаще и дольше, чем мужчины, смотрят в глаза собеседнику- видимо, в силу своей большей расположенности к доверительному, эмоциональному общению. Визуальный контакт может использоваться и в качестве механизма влияния, внушения или убеждения.

6) Учитель: Итак, язык глаз универсален, он понятен представителям разных культур. Иначе мы теряли бы много эмоциональной информации, просматривая иностранные фильмы, ведь в кинематографическом искусстве важен крупный план и обмен взглядами. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задания – мы с вами поговорим на языке глаз. У вас на столах карточки, обратитесь к ним.

Задание №1

По нормам русского этикета собеседники, общаясь, смотрят в глаза друг другу. Отступления от этого правила расцениваются как нежелание контактировать, быть откровенным, как выражение робости, стыда, застенчивости.

Докажите справедливость этого утверждения, используя следующие фрагменты из художественных текстов.

1)- Послушайте, - промолвил Павел Петрович и дернул свои усы, - я давно хотел у вас спросить: вы как будто меня боитесь?

- Я-с?

- Да, вы. Вы на меня никогда не смотрите, точно у вас совесть нечиста. И.С.Тургенев

2) В темной вышке четвертого этажа незнакомка постучала в дверь, - она отворилась, и они вошли вместе. Женщина довольно дурной наружности встретила их со свечою в руке, но так странно и нагло посмотрела на Пискарева, что он опустил невольно свои глаза.

Н.В. Гоголь

3)

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны!

М.Цветаева

Задание №2

Самостоятельно придумайте такую речевую ситуацию, в которой один из участников диалога использует мимику, характеризующуюся фразеологизмами прятать глаза, не поднимать глаз, строить глазки. Разыграйте эту сценку.

Задание №3

Вспомните все известные вам пословицы и поговорки о глазах. Кто больше?

7) Подведем итоги нашего проекта. Каждый из ребят коротко скажет, чему он научился, какие знания ему пригодятся, что он сможет использовать уже сегодня.

Проанализировать успехи и ошибки ребят.